Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ФОРМЫ ВИДЕОАРТА: НАМ ДЖУН ПАЙК И ФЛЮКСУС-ЭСТЕТИКА

Полный текст:

Аннотация

В статье осуществлено исследование взаимного влияния, которое оказывали друг на друга зарождавшийся в 1960-е годы видеоарт и эстетика западной неоавангардной группы «Флюксус». Их отношения описаны через призму творчества знаменитого корейского художника Нам Джун Пайка, который одновременно явился основоположником видеоарта как направления западного авангарда и одним из активных участников неодадаистских экспериментов группы «Флюксус», тем самым соединив эти два явления в художественной культуре Запада. Контакты Нам Джун Пайка и ведущих художников группы оказываются существенным фактором, определявшим эволюцию творческих поисков основоположника видеоарта. В его работах сформировались ведущие жанры этой формы искусства, имевшие воплощение и в творчестве других авторов, использовавших эти медиа. Особое внимание уделяется сборникам видеоработ Пайка, поскольку такой формат бытования произведений (мультипль, содержащий ряд работ) был наиболее адекватным арт-практикам неодадаизма. На материале видеоработ художника оказывается возможным произвести классификацию жанровых форм видеоарта, отличающихся друг от друга структурой художественного текста, формой представления материала, отношением формы работы к её содержательной или сюжетной стороне, предметом изображения. На основании указанных принципов выделяется ряд художественных форм, устойчиво бытовавших в творчестве Пайка — видеоивент, видеоинсталляция, видеоперформанс, видеоколлаж, видеоживопись и другие. В заключении делаются выводы о воплощении и утверждении флюксус-эстетики на разных этапах творчества Пайка посредством видеотехнологий.

Об авторе

Л. А. Меньшиков
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова
Россия

канд. филос. наук

Театральная пл., д. 3, г. Санкт-Петербург, 190000, Россия



Список литературы

1. Деникин А. А. Американское и европейское видеоискусство 1960–2005: Дис. … канд. культ: 24.00.01 / Гос. ин-т искусствознания. М., 2008. 216 с.

2. Шустрова О. И. Пространство медиа искусства. СПб.: Алетейя, 2013. 132 с.

3. Андреева Е. Ю. Формально-тематическая эволюция актуального искусства второй половины ХХ века: Дис. … д-ра филос. н.: 17.00.09 / Санкт-Петерб. гос. ун-т. СПб., 2005. 438 с.

4. Чо Хен Кен. Художественно-выразительные особенности медиаарта Южной Кореи: Дис. ... канд. искусств.: 17.00.04 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2015. 199 с.

5. Ван Фэй. Современное искусство Китая в контексте мирового художественного процесса: Дис. … канд. искусств.: 17.00.04 / Научно-исследовательский ин-т теории и истории изобразительных искусств РАХ. М., 2008. 212 с.

6. Москва. Berlin. Берлин. Moskau. 1950–2000. Искусство: Современный взгляд. Мартин-Гропиус Бау, Берлин, 28 сентября 2003 / 5 января 2004; Государственный исторический музей, Москва, 3 апреля 2004 / 15 июня 2004 / Науч. ред. Е. Ю. Деготь, В. А. Мизиано. М.: Трилистник, 2004. 352 с.

7. Чо Хен Кен. Художественно-выразительные особенности медиаарта Южной Кореи: Автореф. дис. ... канд. искусств.: 17.00.04 / Рос. гос. пед. ун-т им. А. И. Герцена. СПб., 2015. 23 с.

8. Рутман В. М. Американский независимый кинематограф: Историко-тематический анализ: Дис. ... канд. искусств.: 17.00.09 / С.-Петерб. гуманитар. ун-т профсоюзов. СПб., 2012. 188 с.

9. Переверзева М. В. Джон Кейдж: Жизнь, творчество, эстетика: Дис. ... канд. искусств.: 17.00.02 / Моск. гос. конс. им. П. И. Чайковского. М., 2005. 272 с.

10. Деникин А. А. Медиа-арт: Развлечение как искусство и образ как действие // Развлечение и искусство: Сб. статей / Под ред. Е. В. Дукова; Гос. ин-т искусствознания. СПб.: Алетейя, 2008. С. 164–177.

11. Конфедерат О. В. Концептуальный видео-арт: Опыт чистого восприятия // Вестник Челяб. гос. ун-та. 2008. № 12. С. 177–181.

12. Филиппов М. В. Компьютерные средства визуальной информации в современной графической культуре: Скрин-дизайн: эволюция, основные характеристики, структура: Дис. ... канд. искусств.: 17.00.06 / Санкт-Петерб. гос. худ.-пром. акад. СПб., 2003. 216 с.

13. Деникин А. А. Иммерсивные и интерактивные художественные стратегии в видеоинсталляциях и видеоэнвайронментах // Вестник Вятск. гос. гум. ун-та. 2008. Т. 2. № 4. С. 101–104.

14. Яцюк О. Г. Мультимедийные технологии в проектной культуре дизайна: Гуманитарный аспект: Дис. … д-ра искусств.: 17.00.06 / Всеросс. научно-иссл. ин-т техн. эстетики и дизайна. М., 2009. 447 с.

15. Hanhardt J. G. Video Art: Expanded Forms // Leonardo. 1990. Vol. 23. № 4. Р. 437–440.

16. Югай И. И. Телевидение: Между арт-практикой и социальной деятельностью // Вестник Томск. гос. пед. ун-та. 2014. № 7 (148). С. 130–134.

17. Cuauhtemoc M. The «Kulturbolschewiken» I: Fluxus, the Abolition of Art, the Soviet Union, and «Pure Amusement» // RES. 2005. № 48. P. 179–192.

18. Birringer J. Video Art / Performance: A Border Theory // Performing Arts Journal. 1991. Vol. 13. № 3. Р. 54–84.

19. Листова Е. Пайк-дайджест / Е. Листова, В. Хан-Магомедова, А. Хренов // Искусство кино. 1994. № 2. С. 99–101.

20. Шедевры искусства 20 века. Альбом / Ред. Н. А. Борисовская. М.: АСТ, 1997. 512 с.

21. Шустрова О. И. Проектирование мультимедийного арт-пространства средствами современного дизайна: Дис. … канд. искусств.: 17.00.06 / Санкт-Петерб. гос. ун-т технологии и дизайна. СПб., 2009. 261 с.

22. Video Art: The Castello Di Rivoli Collection / D. A. Ross, F. Bernardelli; Castello di Rivoli; Eds. M. Beccaria, I. Gianelli. Rivoli: Rizzoli International Publications, 2005. 286 p.

23. Бычков В. В. Эстетика. М.: Гардарики, 2001. 556 с.

24. Фомичева Н. В. Взаимоотношение теории и художественной практики в ситуации постмодерна: На примере российского актуального искусства и постмодернистской философии: Дис. ... канд. филос. н.: 24.00.01 / Рос. ин-т культурологии. М., 2004. 146 с.


Для цитирования:


Меньшиков Л.А. ЖАНРОВО-СТИЛЕВЫЕ ФОРМЫ ВИДЕОАРТА: НАМ ДЖУН ПАЙК И ФЛЮКСУС-ЭСТЕТИКА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(5):168-185.

For citation:


Menshikov L.A. GENRE AND STYLISTIC FORMS OF THE VIDEOART: NAM JUNE PAIK AND FLUXUS-AESTHETICS. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(5):168-185. (In Russ.)

Просмотров: 145


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)