БАЛЕТЫ «САЛАТ» И «ГОЛУБОЙ ЭКСПРЕСС» Д. МИЙО В ДИАЛОГЕ СО ВРЕМЕНЕМ
Аннотация
В статье рассматриваются балеты «Салат» и «Голубой экспресс», созданные композитором почти одновременно для двух различных художественных коллективов. «Балеты-близнецы», как назвал их Дариус Мийо, обнаруживают родство не только в хореографическом, живописно- декорационном, но и в музыкальном решениях. Круг музыкальных интонаций, драматургия этих сочинений включает элементы вокальных сценических жанров, взаимодействие с которыми придает каждому из балетов неповторимый облик.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. ГоловнинаРоссия
ул. Зодчего Росси, 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия
ул. Глинки, 2, литер. А, Санкт-Петербург, 190000, Россия
Список литературы
1. Рыбальченко А. Н. Балеты французских композиторов группы «Шести»: синкретизм жанров // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2010. № 2 (24). С. 93– 106.
2. Безуглая Г. А. О музыкальности русской хореографии первой трети XX столетия //
3. Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2012. № 1 (27). С. 149–169.
4. Денисов А. В. Миниоперы Д. Мийо — игра смыслов // Музыкальная академия 2011. № 3. С. 153–159.
5. Шнеерсон Г. М. Французская музыка XX века. М.: Музыка, 1970. 576 с.
6. Турчин В. С. Образ двадцатого… В прошлом и настоящем. М.: Прогресс-Традиция, 2003. 648 с.
7. Collaer P. Correspondance avec des amis musiciens / ed. Robert Wangermée. Liège: Mardaga, 1996. 479 p.
8. Гарафола Л. Русский балет Дягилева / пер. с англ. М. Ивониной, О. Левенкова; науч. ред. О. Левенков. Пермь: Книжный мир, 2009. 480 с.
9. Whiting S. M. Satie the Bohemian: From Cabaret to Concert Hall. Clarendon Press, 1999. 612 p.
10. Кокорева Л. Дариус Мийо: Жизнь и творчество. М.: Сов. композитор, 1985. 336 с.
11. Мясин Л. Моя жизнь в балете / пер. М. М. Синг. М.: Артист. Режиссер. Театр. 1997. 366 с.
12. Banes S. Writing Dancing in the Age of Postmodernism. Hanover, NH: University Press of New England, Wesleyan University Press, 1994. 428 p.
13. McAuliffe M. When Paris Sizzled: The 1920s Paris of Hemingway, Chanel, Cocteau, Cole Porter, Josephine Baker, and Their Friends. Rowman & Littlefield Publishers, 2016. 344 p.
14. Norton L. Leonide Massine and the 20th Century Ballet / ed. Jefferson: McFarland & Company, 2004. 380 p.
15. Рыбальченко А. Н. Балеты «Парад» и «Голубой экспресс» в свете эволюции жанра в 20–40-х годах XX века // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2012. № 1 (27). С. 378–389.
16. Кириллина Л. Опера-buffa и ХХ век // Музыкальная академия. 1995. № 3. С. 179–188.
17. Филенко Г. Т. Французская музыка первой половины XX века: очерки. Л.: Музыка, 1983. 237 с.
18. Лифарь С. Дягилев и с Дягилевым. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1994. 474 с.
19. Суриц Е. Леонид Мясин и Пикассо // Пикассо и окрестности: сб. ст. М.: Прогресс- Традиция, 2005. С. 265–271.
20. Схейен Ш. Дягилев. «Русские сезоны» навсегда. М.: Азбука-Аттикус, 2012. 604 с.
21. Косачева Р. Г. Балеты французских композиторов в «Русской антрепризе» С. Дягилева / сост. С. С. Зив; ред. Л. В. Данилевич. М.: Сов. композитор, 1977. Вып. 2. С. 286–334.
22. Дживелегов А. К. Итальянская народная комедия. Искусство итальянского Возрождения: уч. пос. / сост. К. Л. Мелик-Пашаева. М.: Рос. ун-т театр. искусства — ГИТИС, 2012. 552 с.
23. Kelkel M. La musique de ballet en France de la Belle Époque aux années folles. Paris. 2002. 330 p.
24. Григорьев С. Л. Балет Дягилева. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1993. 384 с.
25. Нестьев И. В. Дягилев и музыкальный театр XX века / ред. С. Фильштейн. М.: Музыка, 1994. 222 с.
Рецензия
Для цитирования:
Головнина Н.А. БАЛЕТЫ «САЛАТ» И «ГОЛУБОЙ ЭКСПРЕСС» Д. МИЙО В ДИАЛОГЕ СО ВРЕМЕНЕМ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(2):6-16.
For citation:
Golovnina N.A. BALLETS LA SALADE AND LE TRAIN BLEU BY D. MILHAUD IN THE DIALOGUE WITH THE TIMES. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(2):6-16. (In Russ.)