РЕЛИГИОЗНЫЕ ЭПИГРАФЫ И КОММЕНТАРИИ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ОПУСАХ: К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ВЕРБАЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТОВ

Полный текст:


Аннотация

Основным предметом данной статьи стали тексты религиозной тематики, так или иначе присутствующие в партитурах композиторов в виде непроизносимого текста (эпиграфа). Отмечается, что непроизносимый словесный текст может быть придуман композитором или взят из литературного источника (прозаическое или поэтическое произведение религиозной направленности). В качестве доказательства приводятся музыкальные опусы Ф. Листа, О. Мессиана, А. Кнайфеля, А. Караманова, С. Губайдулиной и ряда других авторов. Статья базируется на комплексном подходе к изучению религиозных текстов в партитурах композиторов разных столетий, принадлежащих разным стилевым направлениям и эпохам. Помимо аналитического метода, характеризующего собой рассмотрение отдельных произведений, используется контекстноисторический метод. Основное внимание уделено композиторам ХХ века: именно в это время и появляется наибольшее количество произведений с эпиграфами религиозного содержания, что диктуется особым положением ХХ столетия в отношении негативных событий и эмоций.


Об авторе

В. О. Петров
Астраханская государственная консерватория
Россия

Доктор искусствоведения

ул. Советская, д. 23, г. Астрахань 414000



Список литературы

1. Гуральник Л. Ю. Символика и программность у О. Мессиана // Символ, символи-ческое, символизация в искусстве и культуре. Проблемы языка искусства: мат-лы конф. СПб.: РИИИ, 2001. С. 9–18.

2. Зенкин К. В. Слово в музыкальном мире Мессиана как знак "Божественного присутствия" // Израиль-XXI: музыкальный журнал. 2010. № 19. URL: http://www.21israelmusic.com/Messiaen_slovo.htm (дата обращения: 16.08.17).

3. Клочкова Е. В. Алемдар Караманов. От библейских текстов к симфониям-"видениям" // Музыкальная академия. 2010. № 4. С. 104–111.

4. Крылатова С. С. Совершилось // Музыкант-классик. 2007. № 4 (64). С. 7.

5. Мелик-Пашаева К. Л. Творчество О. Мессиана: Исследование. М.: Музыка, 1987. 208 с.

6. Мессиан О. "Цвет града небесного" (первое предисловие к партитуре) // Слово композитора (по материалам второй половины ХХ века): сб. трудов. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. Вып. 145. С. 59–60.

7. Петров В. О. Инструментальная композиция со словом: вопросы теории и истории жанра // Музыковедение. 2011. № 4. С. 2–8.

8. Петров В. О. Инструментальная пьеса со словом: теория жанра в связи с его интерпретацией // Проблемы художественной интерпретации: мат-лы Всерос. науч. конф.9–10 апреля 2009 года / сост. и отв. ред. И. С. Стогний. М.: РАМ им. Гнесиных, 2010.С. 169–189.

9. Петров В. О. Слово в инструментальной композиции как фактор утрирования трагического содержания // Культура и искусство. 2011. № 2. С. 102–110.

10. Петров В. О. Слово в инструментальной композиции: типология интегрирования текстов // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология, искусствоведение. Вопросы теории и практики: науч.-теор. и прикладной ж-л. 2011. № 2 (8): в 3 ч. Ч. III. С. 129–133.

11. Петров В. О. Слово в инструментальной музыке: уч.-метод. пос. Астрахань: АИПКП,2011. 104 с.

12. Холопова В. Н. София Губайдулина. М.: Композитор, 2008. 400 с.


Дополнительные файлы

Для цитирования: Петров В.О. РЕЛИГИОЗНЫЕ ЭПИГРАФЫ И КОММЕНТАРИИ В ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫХ ОПУСАХ: К ВОПРОСУ О СООТНОШЕНИИ ВЕРБАЛЬНОГО И МУЗЫКАЛЬНОГО ТЕКСТОВ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017;(6):103-110.

For citation: Petrov V.О. RELIGIOUS EPIGRAPH IN THE INSTRUMENTAL OPUS: ON THE RELATION OF VERBAL AND MUSICAL TEXTS. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2017;(6):103-110. (In Russ.)

Просмотров: 46

Обратные ссылки

  • Обратные ссылки не определены.


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)