Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Валькирия» Р. Вагнера - С. М. Эйзенштейна: на пути к «другим» слуховым стратегиям

Аннотация

В историческом музыкознании наследие Р. Вагнера имеет достаточно парадоксальную репутацию: с одной стороны, его сочинения относят к сложнейшим образцам оперного репертуара; общепризнанно, что они ставят исключительные, почти невыполнимые задачи как исполнителю, так и слушателю. С другой - они неоднократно инспирировали случаи массового вагнерианства, фанатичного поклонения личности и творчеству немецкого композитора, свойственные скорее массовой культуре, чем академическому искусству. Эти факты позволяют предложить гипотезу о существовании альтернативных программ восприятия произведений Вагнера, задействующих максимально широкий диапазон сенсорики слушателя. Исследование таких возможных дополнительных «каналов доступа» вагнеровской музыки предпринимается в статье на примере постановки оперы «Валькирия» в Большом театре, осуществленной в 1940 г. кинорежиссером С. М. Эйзенштейном.

Об авторе

Татьяна Вадимовна Букина
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия


Список литературы

1. Вагнер Р. Моя жизнь: В 2 т. Т. 1. М.: ООО «Издательство АСТ»: ООО «Издательство Астрель», 2003. 560 с.

2. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология. М.: NB Магистр, 1993. 193 с.

3. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности. М.: Таланты-XXI век, 2004. 496 с.

4. Бонфельд М. Ш. Музыкальное мышление ребёнка: специфические черты // Междисциплинарный семинар- 4. Интерпретация художественного текста: Сб. науч. материалов. Петрозаводск: б/изд., 2001. С. 57-61.

5. Серова В. С. Серовы, Александр Николаевич и Валентин Александрович: Воспоминания. СПб.: Шиповник, 1914. 376 с.

6. Вагнер Р. Избранные работы. М.: Искусство, 1978. 695 с.

7. Лапшин И. И. О музыкальном творчестве //Музыкальная психология. Хрестоматия. М.: МГК им. П. И. Чайковского, 1992. С. 161-171.

8. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 254 с.

9. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.

10. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 1. М.: Искусство, 1964. 695 с.

11. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 2. М.: Искусство, 1964. 567 с.

12. Кирнарская Д. К. Музыкальное восприятие. М.: Кимос-Ард., 1997. 160 с.

13. Сапегина Т. А. Диалог через океан: сюита из балета П. И. Чайковского глазами У. Диснея //Вестник АРБ им. А. Я. Вагановой, № 3 (38). 2015. С. 147-153.

14. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 5. М.: Искусство, 1968. 599 с.

15. Савенко С. И. Эйзенштейн как оперный режиссер: «Валькирия» Вагнера в Большом театре. Публикация и комментарий С. И. Савенко //Мнемозина: Документы и факты из истории отечественного театра XX в.: Исторический альманах. Вып. 2. / Ред. - сост. В. В. Иванов. М.: Эдиториал УРСС, 2006. С. 306-326.

16. Эйзенштейн С. М. Избранные произведения. Т. 3. М.: Искусство, 1964. 671 с.

17. Молден Д. Психотехнология НЛП для владения собой и управления другими / Методические рекомендации для слушателей курса «НЛП в бизнесе». М.: Центр НЛП-тренинга, 2000. 247 с.

18. Типы людей. По материалам сайта Александра Любимова www.trenings.ru // NLP. Центр современных NLP-технологий. URL: http://www.œnter-nlp.ru/Hbrary/s52/ obshenie_6.html (дата обращения: 10.11.2015).


Рецензия

Для цитирования:


Букина Т.В. «Валькирия» Р. Вагнера - С. М. Эйзенштейна: на пути к «другим» слуховым стратегиям. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2016;(2):110-118.

For citation:


Bukina T.V. «Valkyries» by Wagner - Eisenstein:Towards the «other» hearing strategies. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2016;(2):110-118. (In Russ.)

Просмотров: 456


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)