Семантика тембра электрогитары в спектральной музыке: «Вампир!» Тристана Мюрая
Аннотация
В современном искусстве электрогитара занимает особое место, являясь одним из ключевых инструментов в массовой музыкальной культуре, особенно в рок-музыке и ее ответвлениях. Тембр электрогитары обладает уникальными характеристиками, которые позволяют музыкантам создавать разнообразные звуковые образы и передавать огромный спектр эмоций и настроений. В данной статье рассматривается семантика тембра электрогитары в спектральной музыке, выявляются особенности ее использования и влияния на восприятие слушателями музыкального материала на примере произведения «Вампир!» (Vampyr!) Тристана Мюрая. Также рассматривается взаимосвязь тембра электрогитары с музыкальным контекстом, внемузыкальными ассоциациями, образами электрогитары в массовом сознании и содержанием композиции.
Об авторе
В. Е. ГригорьевРоссия
Соискатель ученой степени кандидата искусствоведения
Театральная пл., д. 3, литер «А», Санкт-Петербург, 190000
Список литературы
1. Waksman S. Instruments of Desire: The Electric Guitar and the Shaping of Musical Experience // Harvard University Press, 1999. 392 p.
2. Григорьев В. Е. Семантика тембра электрогитары в современной музыке // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2025. № 3. С. 140‒149.
3. Jameson B. 'Rock Spectrale': The cultural identity of the electric guitar in Tristan Murail's "Vampyr!" // Tempo. 2015. Vol. 69. No. 274. Р. 22‒32.
4. Мирошниченко В. «Академическая музыка посреди рок-концерта – почему бы и нет?» Интервью с пионером спектрализма Тристаном Мюраем (2018) [Электронный ресурс]. URL: https://knife.media/tristan-murail-interview/ (дата обращения: 15.05.2025).
5. Murail T. «Vampyr!» pour guitare électrique // Paris: Henry Lemoine, 2004. Р. 3‒8.
6. Walser R. Running with the Devil: power, gender, and madness in heavy metal music // Hanover, NH: University Press of New England, 1993. 260 p.
7. Лаврова С. В. Сальваторе Шаррино и другие. Очерки об итальянской музыке конца ХХ − начала XXI века. СПб.: 2019. 230 с.
8. Mavis B. “Women and the Electric Guitar.” In Sexing The Groove: Popular Music and Gender // London; New York: Routledge, 1997. Р. 37‒49.
9. Финкельштейн Ю. А. Семантика тембра классической гитары в произведениях для ансамбля композиторов нововенской школы // Южно-Российский музыкальный альманах. 2021. № 2. С. 12–19.
10. Маклюэн М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. М.; Жуковский: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2003. 464 с.
11. Шутко Д. В. Первые рецепты спектральной композиции: Жерар Гризе // Музыкальная академия. 2000. № 4. С. 108–113.
12. Шутко Д. В. Французская спектральная музыка 1970–1980-х годов (Теоретические основы музыкального языка): дис. ... канд. искусствоведения. СПб. 2004. 181 c.
Рецензия
Для цитирования:
Григорьев В.Е. Семантика тембра электрогитары в спектральной музыке: «Вампир!» Тристана Мюрая. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(5):53-67.
For citation:
Grigoriev V.Е. Semantics of electric guitar timbre in spectral music: Tristan Murail’s Vampyr!. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(5):53-67. (In Russ.)











