Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

К проблеме репрезентации: от религиозного знака до метаязыка визуального

Аннотация

Статья посвящена эволюции понятия «репрезентация» в контексте визуального искусства. Анализируются различные модели репрезентации – от античного мимесиса до знаковой концепции, сформулированной структуралистской и постмодернистской теорией. Центральное место в исследовании занимает эссе Эрнста Гомбриха Meditations on a Hobby Horse, в котором репрезентация рассматривается не как имитация внешнего облика, а как функциональное замещение, сопоставимое с религиозными и магическими образами, играющими роль заместителей. Эта точка зрения соотносится с концепцией Карло Гинзбурга, анализирующего репрезентацию как метонимическую замену в исторических и культовых практиках. Также проводится сопоставление с теорией знака Фердинанда де Соссюра и ее развитием в работах Розалинды Краусс, интерпретирующей коллаж как метаязык визуального. В результате репрезентация предстает не как прозрачный посредник между образом и реальностью, а как автономная структура, подлежащая художественной и философской рефлексии. Статья предлагает рассматривать репрезентацию как ключевой инструмент анализа современного искусства.

Об авторе

И. А. Крончев
Российский институт истории искусств; Школа дизайна Национального исследовательского университета «Высшая школа экономики»
Россия

Крончев И. А. ‒ аспирант Российского института истории искусства, препод. каф. истории искусств Школы дизайна НИУ ВШЭ
Исаакиевская площадь, 5, Санкт-Петербург, 190000
ул. Малая Пионерская, д. 12, Москва, 115054



Список литературы

1. Чернышева М. А. Мимесис в изобразительном искусстве: От греческой классики до французского сюрреализма. СПб.: Санкт-Петербург. Ун-т, 2014. 382 с.

2. Ямпольский М. Б. Ткач и визионер: Очерки истории репрезентации, или О материальном и идеальном в культуре. М.: Новое литературное обозрение, 2007. 616 с.

3. Рыков А. В. Постмодернизм как «радикальный консерватизм»: Проблема художественно-теоретического консерватизма и американская теория современного искусства 1960‒1990-х гг. СПб.: Алетейя, 2007. 373 с.

4. Гинзбург К. Репрезентация: Слово, Идея, Вещь // Новое литературное обозрение. 1998. № 33/5. С. 5–21.

5. Гомбрих Э. История искусства. М.: Искусство-XXI век, 2013. 688 с.

6. Gombrich E. Meditations on a Hobby Horse or the Roots of Artistic Form // Meditations on a Hobby Horse: And Other Essays on the Theory of Art. London, New York: Phaidon, 1978. Р. 12–29.

7. Краусс Р. Во имя Пикассо // Подлинность авангарда и другие модернистские мифы. М.: Художественный журнал, 2003. 317 c.

8. Garcia T. In Defense of Representation // Realism Materialism Art. 2015. Р. 245‒251.

9. Андреева Е. Ю. Все и Ничто. Символические фигуры в искусстве второй половины XX века. СПб: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. 584 с.


Рецензия

Для цитирования:


Крончев И.А. К проблеме репрезентации: от религиозного знака до метаязыка визуального. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(4):101-109.

For citation:


Kronchev I.A. The problem of representation: From the religious sign to the metalanguage of the visual. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(4):101-109. (In Russ.)

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)