Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Предыстория‚ стиль‚ хореография‚ современные интерпретации танца «Дуньхуан»

Аннотация

Статья посвящена одному из трех основных жанров китайского классического танца ‒ «Дуньхуан»‚ воспроизведенному по фрескам‚ скульптурам и партитурам пещер Могао, расположенным на северо-западе Китая. Актуальность обращения к теме обусловлена отсутствием в русскоязычном хореоведческом и культурологическом пространстве развернутых работ‚ посвященных анализу танца «Дуньхуан». Рассматриваются общий стиль и настрой дуньхуанского искусства в целом и танца в частности. Подчеркивается присущая этому танцу двойственность энергии и умиротворения‚ имеющая отношение к «срединности» как основе дуньхуанского искусства‚ воплотившего идею горнего и дольнего миров. Приводятся основные хореографические особенности танца Дуньхуан‚ даются описания костюмов и реквизита. Акцентируется внимание на значении дуньхуанского искусства в общем поле культуры Китая.

Об авторе

Сюэ Лю
Институт музыки, театра и хореографии Российского государственного педагогического университета имени А. И. Герцена ; Хэнаньский профессиональный институт искусств
Китай

аспирант РГПУ им. А. И. Герцена, преподаватель кафедры хореографии Хэнаньского профессионального института искусств

 пер. Каховского‚ д. 2‚ Санкт-Петербург‚ 199155‚ Россия 

Чжэн-кай роуд 277‚ Чжэнчжоу‚ 451464 



Список литературы

1. Дмитриев С. В. Пещерный комплекс Дуньхуан. История и изучение // ВОСТОК (ORIENS). 2011. № 4. С. 108–115.

2. Бадмажапов Ц.-Б. Б. Буддийский стиль в изобразительном искусстве и архитектуре // Духовная культура Китая: энциклопедия: в 7 т. / гл. ред. М. Л. Титаренко. М: Восточная литература‚ 2010. Т. 6. С. 178–183.

3. Ма Жун, Ченг Шихе. Музыкальная культура династии Хань // Культура и цивилизация. 2023. Т. 13. № 1A–2А. С. 88–93.

4. Цзинь Мэй. Стенопись пещер Дуньхуана династии Тан: 618–907: дисс … канд. искусствоведения: 17.00.04. М. 2004. 210 c.

5. Пэн Дачао. Основные характеристики фресок Дуньхуана // Культура и цивилизация. 2024. Т. 14. № 4. С. 122–127.

6. Жэнь Л. С. Памятники пещерно-храмового ансамбля Дуньхуан в контексте буддийского искусства: на материале коллекции государственного Эрмитажа: автореф. дисс. … канд. искусствоведения: 17.00.09. СПб. 2007. 17 с.

7. Ян Гуанюй. Фрески Дуньхуана: историко-культурные корни // Университетский научный журнал: филологические и исторические науки‚ археология и искусствоведение. 2017. № 31. С. 50–56.

8. Би Юй. Анализ и история возникновения сюжетов «Сутры Будды Медицины» и «Сутры Будды Майтрейи» в росписях пещер Могао династии Тан (618-907 гг.) // Научно-практический электронный журнал «Оригинальные исследования» (ОРИС) [Электронный ресурс]. URL: www.ores.su52-63.docx (ores.su) (дата обращения: 01.05.2025).

9. Шохмадов С. Х. Изучение «Алмазной сутры» из коллекции ИВР РАН: прошлое настоящее будущее // Пятые востоковедческие чтения памяти О. О. Розенберга / науч. ред. М. И. Воробьева-Десятовская. СПб.: Изд-во А. Голода, 2012. С. 135– 141.

10. Ивэнь Ц. Танцевальная лексика Дуньхуан // Социокультурная обусловленность современного хореографического образования. Вызовы времени‚ инновационный опыт‚ перспективы // ред. Касиманова Л. А.‚ Кривых С. В.‚ Гурова Я. Ю. СПб: РГПУ им. А. И. Герцена‚ 2021. С. 141–143.

11. Шэн Хунбинь. Знакомство со стилем танцевальной музыки Дуньхуана // Журнал Пекинской академии танца. 2019. № 2. С. 77–81. 盛鸿斌. 多元文化交融下 敦煌舞音乐风格探究 [J]. 北京舞蹈学院学报. 2019. No 02. 77‒81.

12. Цинь Ваймэн. Использование и роль костюмов и реквизита в танцевальных представлениях в Дуньхуане // Танец. 2022. № 22. С. 96–98. 秦薇濛. 敦煌舞 蹈表演中服装道具的运用与作用[J]. 尚舞. 2022. No 22. 96‒98.

13. Ян Минсюань. Анализ художественных характеристик и танцевальных навыков танца Дуньхуан // Цветок женьшеня. 2024. № 12. С. 49–51. 闫铭璇. 敦煌 舞的艺术特点与舞蹈技巧分析[J]. 参花. 2024. No 12. 49‒51.

14. Гао Цзиньжун. Танец Дуньхуана. Ланьчжоу: Ганьсу Дуньхуан, 1993. 高金荣。 敦煌舞。 兰州:甘肃敦湖--安出版社。 1993.

15. Гао Цзиньжун. Учебное пособие по танцу Дуньхуан. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство‚ 2011. 高金荣。 敦煌舞蹈教程。 上海:上海音乐出版 社 2011 年。

16. Ван Кэфэн. История китайского древнего танца. Пекин: Изд-во народной музыки, 2006. 94 с. 王克芬. 中国古代舞蹈史话. 北京: 人民音乐出版社. 2006. 94.

17. Чжан Яцзэ. Краткий анализ обучения навыкам ротации при обучении танцу Дуньхуан // Китайские писатели и художники. 2017. № 5. С. 197–198. 张雅洁 . 浅析敦煌舞蹈教学中的旋转技巧训练[J]. 中国文艺家. 2017. No 05. 197‒198.

18. Чэнь Цзин. Становление художественно-педагогической традиции китайского классического танца // Вестник МГУКИ. 2012. № 2. С. 112–116.

19. Сунь Цянь. Китайское танцевальное искусство ХХ века: взаимодействие национальных и западных традиций. Минск: Энциклопедикс‚ 2010. 200 с.

20. Сяо Юань. Художественно-композиционные особенности китайского классического танца: историко-культурные и философские аспекты // Культура и цивилизация. 2023. Т. 13. № 5A-6А. С. 293–301.

21. Лю Сюэ. Феномен китайского классического танца и его основные жанры // Социосфера: научно-методический и теоретический журнал. 2015. № 1. С. 210–214.


Рецензия

Для цитирования:


Лю С. Предыстория‚ стиль‚ хореография‚ современные интерпретации танца «Дуньхуан». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2025;(3):54-71.

For citation:


Liu X. Background, style, choreography, modern interpretations of the Dunhuang dance. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2025;(3):54-71. (In Russ.)

Просмотров: 16


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)