Применение элементов традиционной культуры в процессе развития китайских фортепианных миниатюр (на примере фортепианных произведений Тань Дуня)
Аннотация
В данной работе резюмируется формирование и развитие китайской фортепианной музыки, а также исследуется вопрос применения элементов китайской традиционной культуры в жанре китайских фортепианных миниатюр. Со времен политики реформ и открытости музыканты предвосхищали появление «новой волны» китайской музыки. Наиболее значительную трансформацию в области фортепианной музыки совершил композитор Тань Дунь. В качестве примера в данной работе взята фортепианная миниатюра данного китайского композитора. Цель исследования — раскрыть, как композитор смог интегрировать в единое целое современные западные композиторские приемы и традиционную восточную культуру и искусство, соединить хунаньскую оперу хуагуси с народными ритуалами. Автор доказывает, что таким способом композитор хотел выразить свои особые чувства к культуре шаманизма и «чу» его родной провинции Хунань. Это поспособствует повышению международного влияния китайской фортепианной музыки и помогает сохранять и преумножать культурное наследие Китая.
Об авторе
Шиюй ЦиньРоссия
Цинь Шиюй — аспирант;
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Каретина Г. С. Традиционная Культура и процесс модернизации в Китае // Россия и АТР. 2009. № 4. С. 141−149.
2. Ян Цзиньпэн. «Китайский стиль» в творчестве китайских композиторов: периодизация, специфика претворения // Вестник Саратовской консерватории. Вопросы искусствознания. 2023. № 3 (21). С. 46−53.
3. Дай Байшэн. «Китайский стиль» в китайской фортепианной музыке // Хуан Чжун (Вестник консерватории Ухань). 2013. № 2. С. 3−13. 代百生. 中国钢琴音乐的“中 国风格”[J].黄钟(中国.武汉音乐学院学报). 2013. (02):3–13.
4. Цянь Жэнькан. Речь, посвященная музыке. Шанхай: Шанхайское музыкальное издательство, 1982. 138 с. 钱仁康. 音乐欣赏讲话(上).上海:上海音乐出版社. 1982年.
5. Цзэн Гуантао. Анализ определения и жанровой классификации фортепианных миниатюр // Художественная оценка. 2019. № 18. С. 56–57. 曾冠桃. 浅析钢琴小 品的定义与体裁分类[J].艺术评鉴. 2019. (18):56–57.
6. Ли Сяо Сяо. Китайская фортепианная миниатюра ХХ века в ее взаимосвязи со спецификой национального художественного мышления: автореф. дис. … канд. искусствовед.: 17.00.02. Минск. 2008. 24 с.
7. Чжан Ся. История и тенденции развития китайских фортепианных музыкальных произведений на разных этапах развития в XX веке // Художественная оценка. 2021. № 23. С. 4–8. 张霞.20世纪不同发展阶段中国钢琴音乐作品的脉络与流变[J].艺 术评鉴. 2021. (23):4–8.
8. Вэй Тингэ. Обзор концепции китайского фортепианного искусства и его теоретическое исследование // Фортепианное искусство. 2001. № 2. С. 20–21. 魏廷格. 关于中国钢琴艺术的概念及其理论研究概述[J].钢琴艺术. 2001. (02):20–21.
9. Ши Чжунсин. Биография Хэ Лутина. Шанхай: Изд-во Шанхай. лит-ры, 1989. 348 с. 史中兴 贺绿汀传[M]. 上海:上海文艺出版社. 1989.
10. Мао Цзэдун. Выступление на Яньаньском литературно-художественном симпозиуме // Наука сельского хозяйства Синики. 1966. № 8. С. 1–20. 毛泽东. 在 延安文艺座谈会上的讲话[J].中国农业科学,1966,(08):1-20.
11. Цзюй Цихун. История музыки в новом Китае: 1949–2000. Чанша: Хунаньское издательство изобразительных искусств, 2002. 238 с. 居其宏 新中国音乐史:1949– 2000[M]. 长沙:湖南美术出版社. 2002.
12. Ван С. Коллаж и псевдо-фольклор: разговор об искусственной драматургии в «Призрачной опере» Тан Дуня // Художественная критика. 2008. № 10. С. 84–87. 王斯. 拼贴与伪民俗:谈谭盾《鬼戏》的人为戏剧化[J].艺术评论. 2008. (10):84–87.
13. Лю Хайся. Анализ наследования и развития Хунаньской оперы «хуагуси» // Океан искусства (Хунаньский театр). 2016. № 6. С. 47–49. 刘海霞. 浅谈湖南花鼓戏的传承 和发展[J].艺海. 2016. (06):47–49.
14. Лонг И. Анализ элементов хунаньской оперы «хуагуси» в фортепианной пьесе Тан Дуна «Смотреть оперу» // Журнал Цицикарского университета (издание по философии и социальным наукам). 2015. № 8. С. 145–147. 龙逸.谭盾钢琴曲 《看戏》中的湖南花鼓戏元素分析[J].齐齐哈尔大学学报(哲学社会科学版). 2015. (08):145–147.
15. Лу Шэн. Наслаждайтесь квартетом «Нравы. Оды. Гимны» Тан Дуня // Народная музыка. 1984. № 7. С. 7–9. 麓生. 听谭盾弦乐四重奏《风·雅·颂》[J].人民音乐. 1984. (07):7–9.
16. Лю Лю., Ма Дунни. Как исполнить «Воспоминания о восьми картинах» Тан Дуня // Вестник Шеньянской консерватории музыки. 2016. № 34 (04). С. 105–111. 刘 柳,马冬妮.如何演绎谭盾《八幅水彩画的回忆》[J].乐府新声(沈阳音乐学院学 报),2016,34(04):105-111.
17. Ли Шиюань. Музыка Тань Дуня и постмодернизм. Китайское музыковедение // Музыковедение в Китае. 1996. № 3. С. 115–128. 李诗原.谭盾音乐与后现代主义[J]. 中国音乐学. 1996. (03):115–128.
Рецензия
Для цитирования:
Цинь Ш. Применение элементов традиционной культуры в процессе развития китайских фортепианных миниатюр (на примере фортепианных произведений Тань Дуня). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(6):177-192.
For citation:
Qin Sh. The Application of Traditional Cultural Elements in the Development of Chinese Piano Miniatures (on the Example of Tan Dun’s Piano Works). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(6):177-192. (In Russ.)