Балет «Лебединое озеро» в оптике диалога композитора и хореографа
Аннотация
В статье воссоздается история творческого взаимодействия известных деятелей искусства — русского композитора Петра Ильича Чайковского и хореографов, причастных в разные культурно-исторические эпохи к постановке балета «Лебединое озеро». Излагаются факты совпадения и несовпадения творческих задач, решаемых хореографами Рейзингером, Петипа – Ивановым, Вагановой, Сергеевым, Бурмейстером, Нуреевым, Аштоном, Мэтью Борном, Матсом Эком, Прельжокажем и др. при обращении к шедевру Чайковского. Дается характеристика наиболее значимых результатов сотворчества. Отмечается, что многочисленные метаморфозы балетного спектакля обусловлены изменениями художественного мировосприятия.
Ключевые слова
Об авторах
С. В. ЛавроваРоссия
Лаврова С. В. — д-р искусствоведения, доц.;
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
И. И. Ирхен
Россия
Ирхен И. И. — д-р культурологии, доц.;
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Волынский А. Л. Лебедь в движении // Жизнь искусства. 1924. № 1. С. 16‒17.
2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963. Кн. 1-2. 378 с.
3. Stepanov V. I. Alphabet des mouvements du corps humain: essai d’enregistrement des mouvements du corps humain au moyen des signes musicaux. Paris: Zouckermann, 1892. 66 p.
4. Ирхен И. И., Лаврова С. В. Нотация и фиксация хореографического текста в условиях функционирования медиасредств // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 3 (50). С. 39‒51.
5. Конаев С. «Назвал это произведением своим…» // О театре [Электронный ресурс]. URL: https://oteatre.info/nazval-eto-proizvedenie-svoim/ (дата обращения: 10.09.2023).
6. Петипа М. И. Отзыв о книге В. И. Степанова «Аlphabet des mouvejments du corps humain. essai d’enregistrement des mouvements du corps humain au moyen des signes musicaux» // Мариус Петипа: Материалы, воспоминания, статьи. Л.: Искусство, 1971. С. 23‒68.
7. Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5 вып. / сост. Г. Б. Бернандт. Л.: Музыка, 1975. Вып. 2: П. И. Чайковский. 365 с.
8. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: в 2 ч. СПб: Лань, 2009. Ч. 2: Танцовщики. 520 с.
9. Слонимский Ю. И. «Лебединое озеро» П. Чайковского. Л.: Музгиз, 1962. 76 с.
10. Абызова Л. И. «Лебединое озеро»: два хореографа – один шедевр // Мариус Петипа. Жизнь и творчество. СПб.: Композитор, 2021. С. 149‒171.
11. Розанова О.И. Шедевры 19 и 20 века в 21 веке. Изд. 2-е доп. СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2023. 294 с.
12. Wiley R. J. Tchaikovsky’s ballet. New York: Oxford University Press, 2009. 546 p.
13. Гамалей Ю. В. Музыкальная сторона балетов П. И. Чайковского и степень ее отражения в работах постановщиков Мариинского театра. СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2006. 22 с.
14. Мариус Петипа: Материалы, воспоминания, статьи. Л.: Искусство, 1971. 446 с.
15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова: Три балетные повести. М.: Аграф, 1999. 572 с.
16. Слонимский Ю. П. И. Чайковский и балетный театр его времени. М.: Музгиз, 1956. 335 с.
17. Ширяев А. В. Рядом с Петипа // Мариус Петипа: Материалы, воспоминания, статьи. Л.: Искусство, 1971. С. 266‒274.
18. Асафьев Б. В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. М.: Музыка, 1974. 296 с.
19. Петипа М. И. «Лебединое озеро» (Le lac des cygnes). Зарисовки мизансцен с пояснениями [1894]. На французском языке // ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Архивно-рукописный отдел. Ф. 205. № 223, 224 (КП 106949; 106950). 2 ед. 3 л.
20. Худеков С. Н. История танцев: в 4 т. СПб.: МИЭЛЬ, 2008. Т. 4. 309 с.
21. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности / вступ. ст. Г. Н. Добровольской. М.: Искусство, 1972. 215 с.
22. Галкин А. С. Поэтика балетного спектакля конца XIX века: первая петербургская постановка «Лебединого озера»: дис. ... канд. искусствоведения. М. 2015. 194 с.
23. «Классический балет есть замок красоты...»: к 140-летию постановки балета «Лебединое озеро» [Электронный ресурс]. URL: https://spbarchives.ru/web/group/swan_lake (дата обращения 10.03.2024).
24. Вихрева Н. А. Знал зрителя, понимал и чувствовал его // Владимир Бурмейстер: сборник / сост.: В. И. Уральская, Н. А. Вихрева, Г. В. Иноземцева. М.: Балет, 2001. С. 242‒254.
25. Абызова Л. И. Балет Великобритании XX‒XXI веков. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2023. 201 с.
Рецензия
Для цитирования:
Лаврова С.В., Ирхен И.И. Балет «Лебединое озеро» в оптике диалога композитора и хореографа. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(6):19-37.
For citation:
Lavrova S.V., Irkhen I.I. The ballet Swan lake in the optics of the composer and choreographer’s dialogue. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(6):19-37. (In Russ.)