Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Балет «Лебединое озеро» в оптике диалога композитора и хореографа

Аннотация

В статье воссоздается история творческого взаимодействия известных деятелей искусства — русского композитора Петра Ильича Чайковского и хореографов, причастных в разные культурно-исторические эпохи к постановке балета «Лебединое озеро». Излагаются факты совпадения и несовпадения творческих задач, решаемых хореографами Рейзингером, Петипа – Ивановым, Вагановой, Сергеевым, Бурмейстером, Нуреевым, Аштоном, Мэтью Борном, Матсом Эком, Прельжокажем и др. при обращении к шедевру Чайковского. Дается характеристика наиболее значимых результатов сотворчества. Отмечается, что многочисленные метаморфозы балетного спектакля обусловлены изменениями художественного мировосприятия.

Об авторах

С. В. Лаврова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Лаврова С. В. — д-р искусствоведения, доц.;

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



И. И. Ирхен
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Ирхен И. И. — д-р культурологии, доц.;

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Волынский А. Л. Лебедь в движении // Жизнь искусства. 1924. № 1. С. 16‒17.

2. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Л.: Музгиз, 1963. Кн. 1-2. 378 с.

3. Stepanov V. I. Alphabet des mouvements du corps humain: essai d’enregistrement des mouvements du corps humain au moyen des signes musicaux. Paris: Zouckermann, 1892. 66 p.

4. Ирхен И. И., Лаврова С. В. Нотация и фиксация хореографического текста в условиях функционирования медиасредств // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 3 (50). С. 39‒51.

5. Конаев С. «Назвал это произведением своим…» // О театре [Электронный ресурс]. URL: https://oteatre.info/nazval-eto-proizvedenie-svoim/ (дата обращения: 10.09.2023).

6. Петипа М. И. Отзыв о книге В. И. Степанова «Аlphabet des mouvejments du corps humain. essai d’enregistrement des mouvements du corps humain au moyen des signes musicaux» // Мариус Петипа: Материалы, воспоминания, статьи. Л.: Искусство, 1971. С. 23‒68.

7. Ларош Г. А. Избранные статьи: в 5 вып. / сост. Г. Б. Бернандт. Л.: Музыка, 1975. Вып. 2: П. И. Чайковский. 365 с.

8. Красовская В. М. Русский балетный театр начала XX века: в 2 ч. СПб: Лань, 2009. Ч. 2: Танцовщики. 520 с.

9. Слонимский Ю. И. «Лебединое озеро» П. Чайковского. Л.: Музгиз, 1962. 76 с.

10. Абызова Л. И. «Лебединое озеро»: два хореографа – один шедевр // Мариус Петипа. Жизнь и творчество. СПб.: Композитор, 2021. С. 149‒171.

11. Розанова О.И. Шедевры 19 и 20 века в 21 веке. Изд. 2-е доп. СПб.: Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой, 2023. 294 с.

12. Wiley R. J. Tchaikovsky’s ballet. New York: Oxford University Press, 2009. 546 p.

13. Гамалей Ю. В. Музыкальная сторона балетов П. И. Чайковского и степень ее отражения в работах постановщиков Мариинского театра. СПб.: СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова, 2006. 22 с.

14. Мариус Петипа: Материалы, воспоминания, статьи. Л.: Искусство, 1971. 446 с.

15. Красовская В. М. Павлова. Нижинский. Ваганова: Три балетные повести. М.: Аграф, 1999. 572 с.

16. Слонимский Ю. П. И. Чайковский и балетный театр его времени. М.: Музгиз, 1956. 335 с.

17. Ширяев А. В. Рядом с Петипа // Мариус Петипа: Материалы, воспоминания, статьи. Л.: Искусство, 1971. С. 266‒274.

18. Асафьев Б. В. О балете. Статьи. Рецензии. Воспоминания. М.: Музыка, 1974. 296 с.

19. Петипа М. И. «Лебединое озеро» (Le lac des cygnes). Зарисовки мизансцен с пояснениями [1894]. На французском языке // ГЦТМ им. А. А. Бахрушина. Архивно-рукописный отдел. Ф. 205. № 223, 224 (КП 106949; 106950). 2 ед. 3 л.

20. Худеков С. Н. История танцев: в 4 т. СПб.: МИЭЛЬ, 2008. Т. 4. 309 с.

21. Лопухов Ф. В. Хореографические откровенности / вступ. ст. Г. Н. Добровольской. М.: Искусство, 1972. 215 с.

22. Галкин А. С. Поэтика балетного спектакля конца XIX века: первая петербургская постановка «Лебединого озера»: дис. ... канд. искусствоведения. М. 2015. 194 с.

23. «Классический балет есть замок красоты...»: к 140-летию постановки балета «Лебединое озеро» [Электронный ресурс]. URL: https://spbarchives.ru/web/group/swan_lake (дата обращения 10.03.2024).

24. Вихрева Н. А. Знал зрителя, понимал и чувствовал его // Владимир Бурмейстер: сборник / сост.: В. И. Уральская, Н. А. Вихрева, Г. В. Иноземцева. М.: Балет, 2001. С. 242‒254.

25. Абызова Л. И. Балет Великобритании XX‒XXI веков. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2023. 201 с.


Рецензия

Для цитирования:


Лаврова С.В., Ирхен И.И. Балет «Лебединое озеро» в оптике диалога композитора и хореографа. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(6):19-37.

For citation:


Lavrova S.V., Irkhen I.I. The ballet Swan lake in the optics of the composer and choreographer’s dialogue. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(6):19-37. (In Russ.)

Просмотров: 110


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)