Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Не ставя граней между мелодикой стиха и мелодией музыки»: концепция «звучащего вещества» Б. В. Асафьева и исследования «живого слова»

Аннотация

В центре внимания настоящей статьи находится концепция «звучащего вещества» Б. В. Асафьева, занимавшая заметное место в его теоретическом наследии послереволюционных лет. В представлении исследователя, звучащее вещество аккумулирует в себе ключевые коммуникативные, динамические и семантические параметры музыки, составляющие ее «антропологическое» измерение: органическую системность устройства, текучесть, сенсорную конкретность, инвокационные и суггестивные свойства. В работе высказывается гипотеза, что на становление рассматриваемой концепции оказали воздействие исследования устной речевой интонации, проводимые в начале ХХ века под эгидой так называемой «слуховой филологии». Важным фактором такого влияния послужили для Асафьева его тесные контакты с сотрудниками петроградского Института живого слова, который был на рубеже 1910–20-х годов одной из главных площадок развития «слуховой филологии» в России. В статье устанавливается преемственность между идеями специалистов в области «живого слова» С. Н. Бернштейна, Б. М. Эйхенбаума, В. Б. Шкловского, с одной стороны, и концепцией звучащего вещества — с другой.

Об авторе

Т. В. Букина
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Букина Т. В. — д-р искусствоведения, доц.,

 ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023.



Список литературы

1. Galison P. Trading Zone: Coordinating Action and Belief // The Science Studies Reader / Biagioli M. (ed.). New York and London: Routledge, 1999. P. 137–160.

2. Glebov I. Process Oformleniya Zvuchashchego Veshchestva [The Process of Formation of the Sounding Substance] / Glebov I. (ed.). // De Musica. The Collection of Articles. Petrograd: The State Philharmonic Publ. 1923. P. 144–164 (in Russian).

3. Glebov I. (Asafiev B. V.) Stroenie Veshchestva i Kristallizatsiia (Formoobrazovaniia) v Muzyke. Issledovanie. [The Structure of Substance and the Crystallization (of Formation) in Music. A Research]. The Publication and comments by T. V. Bukina // Vremennik Zubovskogo Instituta. [The Annals of the Zubovsky Institute]. 2023. No 3. P. 198–211 (in Russian).

4. Pil’shchikov V. A., Ustinov A. B. Debyut Viktora Shklovskogo v Moskovskom Lingvisticheskom Kruzhke: ot «Istorii Romana» k «Razvertyvaniyu Syuzheta» [Victor Shklovsky’s Debut at the Moscow Linguistic Society: from “History of Novel” to “Unfolding of the Plot” // Literaturnyj Fakt [The Literary Fact]. 2018. No 9. P. 320– 321 (in Russian). DOI: 10.22455/2541-8297-2018-9-314-334.

5. Eichenbaum B. M. Melodika Russkogo Liricheskogo Stiha [The Melody of the Russian Lyric Verse] // Ejhenbaum B. M. O Poezii [On Poetry]. L.: Sov. pisatel’ Publ. 1969. P. 327–511 (in Russian).

6. Bukina T. V. Idei «Sluhovoj Filologii» v Stanovlenii Otechestvennogo Teoreticheskogo Muzykoznaniya 1920-h Godov: B. V. Asaf’ev i Issledovateli «Zhivogo Slova» [The Ideas of the “Ohrenphilologie” in Establishment of the Russian Theoretical Musicology of the 1920s: Boris Asafiev and the Researchers of the “Live Word”] // Mezhdunarodnyj zhurnal issledovanij kul’tury [International Journal of Cultural Research]. 2023. No 3 (52). P. 116–132 (in Russian). DOI: https://doi.org/10.52173/2079-1100_2023_3_116.

7. Glebov I. (Asafiev B. V.) Videnie mira v duhe muzyki (Poeziya A. Bloka) [The Vision of the World in the Spirit of Music (Alexander Blok’s Poetry)] / Elik M (ed.). // Blok i muzyka [Alexander Blok and Music]: The Collection of Articles. M., L.: Soviet Composer Publ., 1972. P. 8–57 (in Russian).

8. Glebov I. (Asafiev, B.V.) Afanasy Fet v sluhovom vospriyatii mira [Afanasy Fet’s Auditory Perception of the World]. The Publication and comments by T. V. Bukina (in print) // Slovesnost I istoria [Texts and History]. 2025. № 1. (in Russian).

9. Glebov I. Dante i Muzyka [Dante and Music] // Dante Alighieri. 1321–1921. Pg.: Philharmonic Publ. 1921. P. 3–50 (in Russian).

10. Otdel dokumentov i lichnyh arhivov Rossijskogo nacional’nogo muzeya muzyki [The Department of documents and private archives] // Russian National Museum of Music (RNMM)]. Fund 285 (Gruber R. I.). No. 838. Asafiev B. V. Pis’mo k R. I. Gruberu (20 sentyabrya 1925) [Asafiev’s letter to R. I. Gruber (September 20, 1925)]. 3 folios with reverses. Autograph.

11. Orlova E. M. Intonacionnaya teoriya Asaf’eva kak uchenie o specifike muzykal’nogo myshleniya. Istoriya. Stanovlenie. Sushchnost’ [The Intonation Theory by Boris Asafiev as a Study of a Specificity of Musical Mind. The History. The Establishment. The Essence]. M: Muzyka Publ. 1984. 302 p. (in Russian).

12. Kohn Ju. G. Asaf’ev i Tynyanov [Asafiev and Tynyanov] // B. V. Asaf’ev i sovetskaya muzykal’naya kul’tura [B.V. Asaf’ev and the Soviet Musical Culture]. The Collection of Articles. M.: Soviet Composer Publ. 1986. P. 77–84 (in Russian).

13. Viljanen E. The Problem of “the Modern” and “Tradition”: Early Soviet Musical Culture and the Musicological Theory of Boris Asafiev (1884–1949) // Acta Semiotica Fennica: Approaches to Musical Semiotics 23. Finland: Hermes Oy, 2016. 670 p.

14. Bernstein S. I. (). Stih i Deklamaciya [Verse and Declamation] / Shcherba L. V. (ed.). Russkaya rech’ [The Russian Speech]. Collections. A New Series. Vol. 1. L.: Academia Publ., 1927. P. 7–41 (in Russian).

15. Bernstein S. I. Golos Bloka [Blok’s Voice] // Blokovskij sbornik – II. [Blok Collection – II]: Proceedings of the Second Scholarly Conference devoted to the study of the life and work of A.A. Blok. Tartu State University Publ. 1972. P. 454–525 (in Russian).

16. Bernstein S. I. (). Esteticheskie Predposylki Teorii Deklamatsii [Aesthetic Prerequisites of the Theory of Declamation] // Poetika. Vremennik Slovesnogo Otdela Gosudarstvennogo Instituta Istorii Iskusstv [Poetics. The Annals of the Verbal Arts Department of the State Institute for Art History]. Vol. III. L.: Academia Publ., 1927. P. 25–44 (in Russian).

17. Glebov B. Kniga o Stravinskom [The Book on Stravinsky]. L.: Triton Publ., 1929. 399 p. (in Russian).

18. Asafiev B. V. Muzykal’naya Forma kak Process. [Musical Form as a Process]. Vol. 1; 2. L.: Music Publ., 1971. 376 p. (in Russian).

19. Eichenbaum B. M. Illyuziya Skaza [The Illusion of Tale] / Ejhenbaum B. M. Skvoz’ Literaturu / Voprosy Poetiki. Neperiodicheskaya Seriya, Izdavaemaya Razryadom Istorii Slovesnyh Iskusstv [Through Literature] // The Issues of Poetics. The Non-periodic Series Issued by Department of History of Verbal Arts. Vol. 4. L.: Academia Publ., 1924. P. 152–156 (in Russian).

20. Eichenbaum B. M. Leskov i sovremennaya proza [Leskov and the Contemporary Prose] // Eichenbaum B. M. O literature. Raboty raznyh let [On Literature. The Works of Different Years]. M.: Soviet Writer Publ., 1987. P. 409–424 (in Russian).

21. Asafiev B. V. Simfonicheskie Etyudy [The Symphonic Etudes] // Classics. Russian Musicology of the 20th century. M.: Composer Publ., 2008. 307 p. (in Russian).

22. Glebov B. O Pesne I Pesennosti (po Povodu Vystuplenij Shalyapina v Mariinskom Teatre) [On Song and Singing. In Regard to Shalyapin’s Concerts at the Maryinsky Theatre] // Zhizn’ Iskusstva [The Life of Art]. 1918. No 37 (14.12). P. 1–2 (in Russian).

23. Asafiev B. V. Rechevaya intonaciya [The Speech Intonation]. M., L.: Music Publ., 1965. 135 p. (in Russian).

24. Shklovsky V. B. Voskreshenie Slova [The Resurrection of the Word] // Shklovsky V. B. Gamburgskij schet: Stat’i – Vospominaniya – Esse (1914–1933) [Hamburg Account: Articles – Memoirs – Essays (1914–1933)]. M.: Soviet Writer Publ., 1990. P. 36–42 (in Russian).

25. Shklovsky V. B. Iskusstvo kak Priem [The Art as a Technique] // Shklovsky V. B. Gamburgskij Schet: Stat’i – Vospominaniya – Esse (1914–1933) [Hamburg Account: Articles – Memoirs – Essays (1914–1933)]. M.: Soviet Writer Publ., 1990. P. 68–82 (in Russian).

26. Glebov I. Puti v Budushchee [The Paths to the Future] / Glebov I., Suvchinsky P. P. (ed.) // Melos. Knigi o Muzyke [Melos. The Books on Music]. Vol. 2. Pg.: State Typography, 1918. P. 50–96 (in Russian).


Рецензия

Для цитирования:


Букина Т.В. «Не ставя граней между мелодикой стиха и мелодией музыки»: концепция «звучащего вещества» Б. В. Асафьева и исследования «живого слова». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(5):110-122.

For citation:


Bukina T.V. “Without setting boundaries between melody of verse and the one of music”: the concept of “sounding substance’ by Boris Asafiev and research of the “living word". Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(5):110-122.

Просмотров: 74


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)