Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Метод работы Н. А. Долгушина с классическим наследием (на примере возобновления Grand pas из балета «Пахита» 1975 года)

Аннотация

В статье обсуждается проблема возобновления балетов классического наследия; рассматривается метод работы Н. А. Долгушина с Grand pas из балета «Пахита». В ходе сравнительного анализа хореографии оригинальной версии Долгушина и традиционной, принятой в практике училищ и театров, выявлено, что при возобновлении балетмейстер использовал реставрационно-редакторский метод максимально возможного сохранения всех оригинальных составляющих и стиля спектакля, но при этом в его задачи также входило обновление музыкально-хореографической «ткани» спектакля и образно-эмоциональной природы хореографической выразительности. Важное место в работе Долгушина занимает анализ архивных источников об облике спектакля, воспоминаний первых исполнителей, которые подтверждают интуитивный подход Долгушина в воссоздании атмосферы спектакля и духа времени.

Об авторе

В. В. Омельницкая
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Омельницкая В. В. — преподаватель кафедры методики преподавания классического и дуэтно-классического танца,

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023.



Список литературы

1. Алфимова М. Н. «Листиана» К. Я. Голейзовского — выпускной спектакль Ленинградского академического хореографического училища имени А. Я. Вагановой 1958 года // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 4 (57). С. 91–96.

2. Личное дело Н. А. Долгушина на утверждение в уч. звании доцента // Архив СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Д. 294. Оп. 6–6. Ед. хр. 16. Л. 10.

3. Долгушин Н. А. Три патриарха // Танец. Спектакль. Жизнь сб. / сост. М. П. Иванов. СПб.: АКСУМ, 2014. С. 389−395.

4. Яковлева Ю. Осень патриарха // Культура. 1998. № 43. С. 4.

5. Голейзовский К. Вдохновение танца // Вечерняя Москва. 1967. № 87. 13 апр. С. 3. Алоизий Людвиг Минкус. Альфонс Виктор Мариус Петипа. Большое классическое Па из балета «ПАХИТА» с приложением 14 вариаций и Pas de trois / сост. Г. Н. Прибылов. М.: Планетеум, 2000. 216 с.

6. Долгушин Н. А. Поэзия танца // Танец. Спектакль. Жизнь: сб. / сост. М. П. Иванов. СПб.: АКСУМ, 2014. С. 317−326.

7. Долгушин Н. А. Имя этому чуду — Уланова // Танец. Спектакль. Жизнь: сб. / сост. М. П. Иванов. СПб.: АКСУМ, 2014. С. 396–400.

8. Личное дело Н. А. Долгушина на утверждение в уч. звании доцента // Архив СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Д. 294. Оп. 6–6. Ед. хр. 16. Л. 20.

9. Иванов В. С. Никита Долгушин: «Люблю Самарский театр», «…Воссоздать аромат эпохи» // Драгоценные нити: в 2 т. Самара: Агни, 2007. Т. 1. 288 с.

10. Красовская В. М. Никита Долгушин. Л.: Искусство, 1985. 224 с.

11. Дело Долгушина Никиты Александровича // Архив ЦГАЛИ. Приказ № 373.

12. Прохорова В. Смысл жизни // Советская культура. 1986. 3 июля. С. 5.

13. Слонимский Ю. И. В честь танца. М.: Искусство, 1968. 364 с.

14. Слонимский Ю. И. Талант, отданный талантам // 13.Петр Гусев — рыцарь балета / сост. А. А. Соколов-Каминский. 2-е изд., испр. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. С. 7–10.

15. Мейлах М. Б. Эвтерпа, ты? Художественные заметки. Беседы с артистами русской эмиграции. М.: Новое литературное обозрение, 2008. Т. I: Балет. 768 с.

16. Сердюк Н. Д. Балет Михайловского театра: от организации труппы к первому спектаклю // Вестник СПбГУКИ. 2016. № 1. С. 149–151.

17. Прохорова В. Смысл жизни // Советская культура. 1986. 3 июля. С. 5.

18. Ведехина О. Никита Долгушин: «Балет очищает человека» // Ballet Art. 2001. № 1. С. 21‒24.

19. Петр Гусев — рыцарь балета / сост. А. А. Соколов-Каминский. 2-е изд., испр. СПб.: Изд-во Политех. ун-та, 2008. 260 с.

20. Журавлева О. Никита Долгушин: Я верю в балетную нацию // Петербургский театральный журнал. 1998. № 18–19. С. 140−144.

21. Долгушин Н. А. Дело профессиональной чести // Советский балет. 1983. № 6 (13). С. 6−7.

22. Алоизий Людвиг Минкус. Альфонс Виктор Мариус Петипа. Большое классическое Па из балета «ПАХИТА» с приложением 14 вариаций и Pas de trois / сост. Г. Н. Прибылов. М.: Планетеум, 2000. 216 с.

23. Абызова Л. И. Мариус Петипа: жизнь и творчество. СПб: Композитор, 2021. 272 с.

24. Розанова О. И. Шедевры балета 19 и 20 века в 21 веке: учеб. пос. СПб.: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2023. 267 с.

25. Бурлака Ю. П. Grand pas из балета «Пахита» и Grand Pas «Оживленный сад» из балета «Корсар»: Сравнительный анализ // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2017. № 2 (49). С. 69–78.

26. Фокин М. М. Против течения. Л.; М.: Искусство, 1962. 210 с.

27. Интервью с М. А. Грибановой (от 20 сент. 2018 г. СПб) // Собрание автора. Рукопись.

28. Розанова О. И. Балансируя над пропастью // Балет Ad libitum. 2007. № 2 (7). С. 40–41.

29. Интервью с Е. Г. Алкановой (10 сент. 2019 г., СПб) // Собрание автора. Рукопись.

30. Отюгова Т. Мысль и танец // Смена. 1980. 18 мая. С. 3.

31. Гришкович Р. Знакомясь с танцовщиком // Танец. Спектакль. Жизнь. О жизни и творчестве Никиты Долгушина: сб. / сост. М. П. Иванов. СПб.: АКСУМ, 2008. С. 120−132.

32. Вазем Е. О. Записки балерины Санкт-Петербургского Большого театра 1867–1884. СПб: Лань; Планета музыки, 2009. 448 с.

33. Гран па из «Пахиты» // Балет молодых: о балетной труппе Ленинградского академического Малого театра оперы и балета / вст. ст. П. А. Гусева; очерки о балетах И. В. Ступникова и А. Б. Деген. Л.: Музыка. Ленинград. отд., 1979. С. 93−99.

34. Интервью с Т. И. Фесенко (от 19 мая 2019 г.) // Собрание автора. Рукопись.

35. Николай Зубковский: статьи и воспоминания о Зубковском / сост. Б. В. Бланков, В. А. Звездочкин; вст. ст В. М. Красовская. Л.: Искусство, 1993. 192 с.

36. Премьера «Grand pas. Пахита» МАЛЕГОТ г. Ленинград, 1975 г. // Архив СПбГК им. Н. А. Римского-Корсакова. Д. 294: Личное дело профессора Н. А. Долгушина. Л. 24.


Рецензия

Для цитирования:


Омельницкая В.В. Метод работы Н. А. Долгушина с классическим наследием (на примере возобновления Grand pas из балета «Пахита» 1975 года). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(5):15-36.

For citation:


Omelnitskaya V.V. Dolgushin’s method of working with the classical heritage (based on the example of the restoration of the great classical path from the ballet Paquita 1975). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(5):15-36. (In Russ.)

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)