Историко-бытовой танец в балетах Мариуса Петипа
Аннотация
Статья раскрывает роль и значимость историко-бытового танца в наследии и балетмейстерской деятельности Мариуса Петипа. В балетоведении имя М. Петипа ассоциируется с понятием «академизм», а также с расцветом классического танца и формированием его разнообразных сценических форм. Автор статьи предлагает обратить внимание на другие аспекты творческой деятельности балетмейстера, в частности — на его вклад в развитие других видов сценического танца на академической сцене. В статье приведены примеры того, как мастерски М. Петипа использовал историко-бытовой танец в своих постановках, повлияв тем самым на его развитие как учебной дисциплины и вида балетной пластики, показав балетмейстерам, как ставить историко-бытовые танцы и сочетать их с другими видами сценического танца. По мнению автора, работа М. Петипа с историко-бытовым танцем показывает, как важен комплексный подход к использованию разных пластических форм, обогащающих отдельный спектакль и искусство балета в целом.
Об авторе
М. А. ИсплатовскаяРоссия
Исплатовская М. А. — аспирант, доцент кафедры народно-сценического, историко-бытового и современного танца,
ул. 2-я Фрунзенская, д. 5, Москва, 119146.
Список литературы
1. Слонимский Ю. И. Раймонда // Глазунов: Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. Л.: Музгиз, 1959. Т. 1. С. 377−504.
2. Мовшенсон А. Г. План-заказ М. И. Петипа на музыку балета «Раймонда» // Глазунов: Исследования. Материалы. Публикации. Письма: в 2 т. М.: Музгиз, 1959. Т. 1. С. 543−555.
3. Ивановский Н. П. Бальный танец ХVI−XIX веков. Калининград: Янтарный сказ, 2004. 208 с.
4. Полубенцев А. М. Уроки великого хореографа М. Петипа // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 6 (59). С. 23−31.
5. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории: Романтизм. СПб.; М.: СПб. гос. акад. театр. искусства, Артист. Режиссер. Театр, 1996. 430 с.
6. Либретто балетов Мариуса Петипа. 1848−1904 / сост. Ю. Бурлака, А. Груцынова. СПб.: Композитор, 2018. 641 с.
7. Дон Кихот. Балет в 5-ти действиях с прологом и эпилогом. Либретто. Издание книгопродавца Вольфа, 1871 // Прижизненные издания либретто балетов М. И. Петипа / Российская национальная библиотека. Официальный сайт. URL: https://expositions.nlr.ru/ex_manus/petipa/ (дата обращения: 17.02.2024).
8. Камарго. Большой балет в 3-х действиях и 5-ти картинах. Либретто. Издание книгопродавца Вольфа, 1871 // Прижизненные издания либретто балетов М. И. Петипа / Российская национальная библиотека. Официальный сайт. URL: https://expositions.nlr.ru/ex_manus/petipa/ (дата обращения: 17.02.2024).
9. Щелкунчик. Балет-феерия в трех действиях и пяти картинах. Либретто. Типография Императорских театров, 1892 // Прижизненные издания либретто балетов М. И. Петипа / Российская национальная библиотека. Официальный сайт. URL: https://expositions.nlr.ru/ex_manus/petipa/ (дата обращения: 20.02.2024).
10. Ширяев А. Рядом с Петипа // Мариус Петипа: Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971. С. 266−275.
11. Петипа В. Наша семья // Мариус Петипа: Материалы. Воспоминания. Статьи. Л.: Искусство, 1971. С. 245−259.
Рецензия
Для цитирования:
Исплатовская М.А. Историко-бытовой танец в балетах Мариуса Петипа. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(5):6-14.
For citation:
Isplatovskaya M.A. The historical dance in M. Petipa’s ballets. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(5):6-14. (In Russ.)