Методология исследования хореографических трактовок литературного произведения Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» на балетной сцене в конце ХХ – начале XXI столетий
Аннотация
В статье анализируется опыт хореографических воплощений (интерпретаций) сказки Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» на балетной сцене в конце ХХ – начале XXI столетия. В основу анализа положена методология хореографической интерпретации литературных источников, использованная некоторыми российскими исследователями, концепция интерпретации хореографического текста. Научный анализ в искусстве подразумевает использование одного из трех подходов: стратегического, методологического, интерпретационного, либо их сочетания. Все они разбираются в статье с точки зрения балетоведения и затрагивают различные версии балета «Щелкунчик», созданные в последние десятилетия. Перспективу исследований в данном направлении представляет развитие современной балетоведческой науки, изучающей новые театрально-сценические постановки и интерпретации общеизвестных классических сюжетов на хореографической сцене ХХI века.
Ключевые слова
Об авторах
И. В. ВасильевРоссия
Васильев И. В. — канд. полит. наук, доц., доцент кафедры общей педагогики
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Л. Е. Краснова
Россия
Краснова Л. Е. — аспирант
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Колесников А. Г. Балетное наследие П. И. Чайковского на сцене Большого театра России в ХХ веке // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2017. № 3. С. 41−50.
2. Штейн С. Ю. Методология в искусствоведении // Вестник РГХПУ им. С. Г. Строганова. 2017. № 4 (1). С. 32−46.
3. Максимов В. И. Театр XX–XXI веков. Теория. Режиссура. Критика. СПб.: Чистый лист, 2019. 280 с.
4. Абызова Л. И. Игорь Бельский: симфония жизни. СПб.: Акад. Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2015. 430 с.
5. Абызова Л. И. Мариус Петипа. Жизнь и творчество. СПб: Композитор, 2021. 272 с.
6. Абызова Л. И. История хореографического искусства. Отечественный балет XX – начала XXI века: учеб. пос. СПб.: Композитор, 2017. 320 с.
7. Грибанова М. А., Васильев И. В. О методологии педагогики балета // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 1 (54). С. 79−84.
8. Лаврова С. В. Наблюдение за наблюдающим. Нарциссизм в новой музыке и художественной культуре // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2014. № 5 (34). С. 153−165.
9. Кирпиченкова О. В. (Грызунова О. В.) Термин «интерпретация» в теории балета и критерий художественной значимости хореографической интерпретации // Обсерватория культуры. 2017. Т. 14. С. 46−53.
Рецензия
Для цитирования:
Васильев И.В., Краснова Л.Е. Методология исследования хореографических трактовок литературного произведения Э. Т. А. Гофмана «Щелкунчик и Мышиный король» на балетной сцене в конце ХХ – начале XXI столетий. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2024;(1):57-66.
For citation:
Vasiliev I.V., Krasnova L.E. Features of the methodology for researching choreographic interpretations of the fairy tale The Nutcracker and the Mouse King by E. T. A. Hoffmann on the ballet stage at the end of the 20th – beginning of the 21st centuries. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2024;(1):57-66. (In Russ.)