Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Фольклоризм в белорусском музыкальном театре XX века

Аннотация

Использование фольклора в жанрах, связанных с музыкальным театром, является важной тенденцией белорусского музыкального искусства XXвека. В связи со становлением национальной композиторской школы фольклоризм стал естественным средством для презентации национальной идентичности в произведении. Зависимость процессов изменения в искусстве от социально-политического контекста обусловила изменение функций фольклоризма в течение всего столетия. В статье сделана попытка проследить его эволюцию в данный период. Автором проанализированы изменения фольклоризма на примере жанров оперы и балета. Выявлено его значение в формировании музыкального спектакля как системы художественных образов на всех этапах периодизации. Рассмотрена интерпретация аутентичных традиций в классических жанрах на уровне средств музыкальной выразительности, хореографической лексики, соотношения фольклорных и академических форм.

Об авторе

Е. В. Лобан
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой; Молодечненский государственный музыкальный колледж им. М. К. Огинского
Россия

Лобан Е. В. — аспирант Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой; преподаватель цикловой комиссии «Музыковедение» Молодечненского государственного музыкального колледжа им. М. К. Огинского

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023

ул. Великий Гостинец, д. 52, Молодечно



Список литературы

1. Дадиомова О. В. Музыкальная культура Беларуси: историческая судьба и творческие связи. Минск: ИВЦ Минфина, 2020. 176 с.

2. Антоневич В. А. Белорусское композиторское творчество в его связях с фольклором: Историко-методологическое исследование. Минск: БГАМ, 1999. 271 с.

3. Антоневич В. А. Белорусская музыка XX века: композиторское творчество и фольклор: учебное пособие для студентов высших, учащихся средних специальных учебных заведений культуры и искусства. Минск: БГАМ, 2003. 408 с.

4. Гурченко А. И. Фольклоризм как феномен в искусстве: историко-методологическое исследование. Минск: БГУКИ, 2023. 283 с.

5. Глушчанка Г. С., Мухарынская Л. С., Нісневіч С. Г. і інш. Гісторыя беларускай савецкай музыкі / Адказн. рэд. Г. С. Глушчанка. Минск: Вышэйшая школа, 1971. 544 с.

6. Степанцевич К. И., Глущенко Г. С. Белорусская советская музыка на современном этапе. Минск: Знание, 1971. 19 с.

7. Нисневич С. Г. Белорусская музыкальная литература. Минск: Вышэйшая школа, 1975. 221 с.

8. Ліхач Т. У. Перадумовы і спецыфіка фарміравання нацыянальнай музычнай культуры Беларусі (сярэдзіна XIX — пачатак XX cт.) // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. 2022. № 55. С. 11–25.

9. Бунцевич Н. Е. Некоторые черты творчества Р. Поклитару: продолжение традиций В. Елизарьева // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. 2018. № 45. С. 29–37.

10. Доронкина М. С. Белорусский балет XXI в.: специфика жанра (на примере балетного творчества О. Ходоско) // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. 2020. № 51. С. 12–19.

11. Доронкина М. С. Современный балет: к определению понятия // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі: навукова-тэарэтычны часопіс. 2021. № 38. С. 64–67.

12. Пилатова И. В. Жанровые особенности и драматургические принципы в операх на национальные исторические сюжеты (на примере произведений Д. Смольского, В. Солтана, А. Бондаренко) // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. 2018. № 45. С. 101–114.

13. Пилатова И. В. Драматургическая роль хореографических сцен в белорусских операх на национальные исторические сюжеты // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі: навукова-тэарэтычны часопіс. 2019. № 34. С. 138–142.

14. Улановская С. И., Чурко Ю. М. Беларускi балет: харэаграфичнае мастацтва // Энцыклапедыя «Беларусы». Минск, 2008. Т. 11. С. 575–625.

15. Чурко Ю. М. Линия, уходящая в бесконечность. Субъективные заметки о современной хореографии. Минск: Полымя, 1999. 224 с.

16. Улановская С. И. Балет «Круговерть» В. Иванова — Ю. Чурко на музыку О. Залётнева. Современная интерпретация фольклора на балетной сцене // Аўтэнтычны фальклор: праблемы бытавання, вывучэння, пераймання: матэрыялы навукова-метадычнай канферэнцыі (15–16 сакавіка 2007 г.) / рэд. М. Л. Кузмініч і інш. Минск: БДУКіМ, 2007. С. 120–124.

17. Соколовская М. М. Некоторые теоретико-методологические подходы к изучению музыкального театра // Весці Беларускай дзяржаўнай акадэміі музыкі: навукова- тэарэтычны часопіс. 2020. № 36. С. 154–156.

18. Соколовская М. М. Проявления реализма в белорусской музыке второй половины XIX − первой четверти ХХ в. // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. 2018. № 43. С. 39–45.

19. Друкт А. А. Типологические черты развития белорусской современной музыки: (постановка проблемы). Минск: Белорусская академия музыки. 1992. 34 с.

20. Аладова Р. Н. Фольклорный обряд как элемент глубинной структуры текста белорусской оперы 1920–1940-х годов // Научные труды Белорусской государственной академии музыки. 2005. № 10. C. 131–143.

21. Загв І. Неабходнасць стварэння беларускай оперы // Трыбуна мастацтва. 1925. № 5. С. 5–6.

22. Нефёд В. И. Игнат Буйницкий — отец белорусского театра: глазами современников и в памяти потомков. Минск: Наука и техника, 1991. 124 с.

23. Нарский И. С. Как партия народ танцевать учила, как балетмейстеры ей помогали, и что из этого вышло. Культурная история советской танцевальной самодеятельности. М.: Новое литературное обозрение, 2018. 579 с.

24. Фраёнова О. В. Неофольклоризм // Большая российская энциклопедия. М., 2013. Т. 22. С. 449–450.

25. Гусев В. Е. Фольклор и социалистическая культура (к проблеме современного фольклоризма) // Современность и фольклор / отв. ред. и сост. В. Е. Гусев. М.: Музыка, 1977. С. 7–27.

26. Меньшиков Л. А. Миражи национального в глобальном мире: От симуляции к реальности // Современные глобальные вызовы и национальные интересы: XV Международные Лихачевские научные чтения, Санкт-Петербург, 14–15 мая 2015 года. СПб.: Санкт-Петербург. гум. ун-т профсоюзов, 2015. С. 350–352.


Рецензия

Для цитирования:


Лобан Е.В. Фольклоризм в белорусском музыкальном театре XX века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(6):136-150.

For citation:


Loban E.V. Folklorism in the Belarusian musical theater of the 20th century. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(6):136-150. (In Russ.)

Просмотров: 157


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)