«Немое красноречие» Хельмута Лахенманна в статичном пространстве нон-данса Ксавье Леруа
Аннотация
В фокусе исследования находится творчество французского хореографа направления нон-данс Ксавье Леруа, который в своих постановках опирался на альтернативные формы работы с телом и движением, рассматриваемые в контексте отношений звука и хореографического жеста. Его перформансы нацелены на обретение специфических форм зрительского внимания, обусловленного спецификой соотношения музыки и хореографии. Постановки Леруа не вписываются в жанровую систему хореографических форм и образуют индивидуальные траектории. Представление «хореографии» в концептуальном ключе опирается на идеи, не связанные с субъективистским телесным выражением или конкретным стилем. Хореография эмансипируется от танца как такового, вовлекается в живой процесс коммуникации между музыкой, ее физическим представлением и зрителем / слушателем. В статье проанализированы творческие траектории, соединяющие концептуальную хореографию К. Леруа с произведениями конкретной инструментальной музыки Хельмута Лахенманна. Анализируется перформанс «Салют Кодуэллу», осуществленный хореографом на музыку немецкого композитора. Конкретная инструментальная музыка в процессе работы с музыкальным текстом подлежит жестовой деконструкции: она разбивается на фрагменты, которые выводятся на различные уровни восприятия. Эти факторы, имеющие отношение к сфере эстетического опыта, оказываются в центре преобразования роли эмансипированного зрителя, развивающего свои отношения с произведением в маятниковой форме, в колебательных отношениях между видимым и слышимым. Делается вывод об отчужденности инструментального жеста по отношению к его хореографической имитации, проявляющейся в момент нарушения причинно-следственных связей возникновения звука. Контуры тела для зрителя перестают существовать, размываясь между исполнительским жестом и концептуальной хореографией Леруа. В этой точке совмещаются принципы «немого красноречия» Лахенманна и идея концептуальной хореографии нон-данс движения Леруа.
Об авторе
С. В. ЛавроваРоссия
Лаврова С. В. — д-р искусствоведения, доц.
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Hanna L. To Dance is Human: A Theory of Nonverbal Communication. Chicago: University of Chicago Press, 1987. 350 р.
2. Le Roy X. Project (2003) [Электронный ресурс]. URL: https://www.xavierleroy.com/page.php?sp=61d2df0a600d3be0a687ecd4e767755d557a8feb&lg=en (дата обращения: 30.11.2023)
3. Le Roy X. Récit de travail sur Le Sacre du printemps. Repères, cahier de danse. 2007. № 20. Р. 22–25 [Электронный ресурс]. https://doi.org/10.3917/reper.020.0022 (дата обращения: (30.11.2023).
4. Рансьер Ж. Эмансипированный зритель / пер. с франц. Д. Жукова. Нижний Новгород: Красная ласточка, 2018. 128 c.
5. Тruffaut F. ‘Une certaine tendance du cinéma français’// Cahiers du Cinéma. 1954. № 31. January. Р. 32.
6. Лаврова С. В. Дирижерский жест как основа хореографической лексики «Весны священной» Ксавье Леруа // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 3 (48). С. 89–99.
7. Lachenmann H. Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966-1995. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel, 1996. 694 S.
8. Schaeffer P. A la recherché d’une musique concrete. Paris: Seuil ed., 1952. 289 p.
9. Лахенман Х. Искусство ничего не должно // Играем сначала. 2015. № 5 (132). С. 5.
10. Lachenmann H. Mouvement (– vor der Erstarrung) [chamb ens] 1983/84 Duration: 24‘ score. Wiesbaden: Breitkopf & Härtel ed., 1984. S. 5.
11. Lachenmann H. Musik als existentielle Erfahrung: Schriften 1966–1995. Wiesbaden: Breitkopf & Hartel, 1996. 290 S.
12. Кодуэлл К. Иллюзия и действительность. Об источниках поэзии. М.: Прогресс, 1969. 364 с.
13. Лахенманн Х. О соотношении композиционной техники и позиции общества / пер. Н. Колико // Колико Н. Хельмут Лахенманн: эстетическая технология: дисс. … канд искусствоведения. М. 2002. 177 с.
14. Le Roy X. Salut Fur Caudwell (2005) video [Электронный ресурс]. URL: https://www. numeridanse.tv/en/dance-videotheque/salut-fur-caudwell-2005 (дата обращения: 30.11.2023).
15. Schroedter S. Intertwinements of Music/Sound and Dance/Movement as a “Third Space” // Dance as Third Space: Interreligious, Intercultural, and Interdisciplinary Debates on Dance and Religion(s). Vandenhoeck & Ruprecht ed, 2021. 420 p.
16. Schroedter S. Staging Listening: Corporeal Dimensions of New Music in Choreographies by Xavier Le Roy // The IATC journal / Revue de l’AICT. 2017. No 16. URL: https://www.critical-stages.org/16/staging-listening-corporeal-dimensions-of-new-music-in- choreographies-by-xavier-le-roy/ (дата обращения: 01.12 2023).
17. Делёз Ж., Гваттари Ф. Ризома. Тысяча плато, глава первая // Восток. Альманах. 2005. № 11/12 (35/36), ноябрь-декабрь [Электронный ресурс]. URL: http://www.situation.ru/app/j_art_1023.html (дата обращения: 30.11.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Лаврова С.В. «Немое красноречие» Хельмута Лахенманна в статичном пространстве нон-данса Ксавье Леруа. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(6):119-135.
For citation:
Lavrova S.V. Helmuth Lachenmann’s “mute eloquence” in Xavier Leroy’s nondance static space. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(6):119-135. (In Russ.)