Метод пения Джакомо Гальвани, созданный для Московской консерватории, в объективе научных тенденций XIX века
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению метода педагогической работы профессора Московской консерватории, итальянца Джакомо Гальвани. Этот метод изложен в 1882 году в трактате «Практические наблюдения за голосовым аппаратом» (Observations pratiques sur lʹorgane de la voix). В методе ощутима наметившаяся в европейских вокальных трактатах 30–40-х годов XIX века тенденция к сближению смежных наук, среди которых — физиология, акустика, история певческого искусства. Именно они находят свое отражение в формировании воззрений маэстро на пути совершенствования методики постановки певческого голоса, где опорой становятся новейшие знания об анатомии и физиологии голосовых органов и органов дыхания. Благодаря стимулируемому духом времени синтезу новых знаний Гальвани интегрирует в свой метод пения работы фониатра Франческо Беннати (Francesco Bennati) и историка Габриэля Фантони (Gabriel Fantoni). Тем самым маэстро Гальвани оказывается в начале важного исторического этапа развития отечественной вокальной педагогики, который сфокусировал внимание на встречном движении науки о голосе и эмпирии. Выделенные в трактате Джакомо Гальвани новые приемы педагогической работы, которые обращают внимание на позицию языка при пении, его функции в звукообразовании, функции диафрагмы дают основание говорить о серьезной интеллектуальной работе маэстро, выстроенной им на основе принципов физиологической целесообразности.
Об авторах
Н. И. ЕфимоваРоссия
Ефимова Н. И. — д-р искуcствоведения, проф., проректор по научной работе
ул. Фестивальная д. 2, Москва, 125565
ул. Большая Никитская, д. 13/6, Москва, 6125009
О. А. Цыбулько
Россия
Цыбулько О. А. — аспирант, преподаватель, певец
ул. Большая Никитская, д. 13/6, Москва, 6125009
Список литературы
1. Косовцов Н. Е. Классическое вокальное образование в России в XIX веке. Теоретические основы и традиции // Ценности и смыслы. 2018. № 1 (53). С. 45–64.
2. Galvani Giacomo. Observations pratiques sur lʹorgane de la voix. Moscou: Chez P. Jurgenson, 1882. 14 p.
3. Andrade Aug. Nouvelle méthode de chant et de vocalisation adoptée parle Conservatoire à Paris. Nouvelle edition publiée, revue et augmentée par A. Gatty, Hamburg, 1837. 64 p.
4. Saverio Lamacchia. Zamboni Luigi// Dizionario Biografico degli Italiani. 2020. Vol. 100 [Электронный ресурс]. URL: https://www.treccani.it/enciclopedia/luigi-zamboni_ (Dizionario-Biografico) (дата обращения: 20.09.2023).
5. Di Cesare Maria Carmela. Galvani Giacomo // Dizionario Biografico degli Italiani. 1998. Vol. 51 [Электронный ресурс]. URL: https://www.treccani.it/enciclopedia/giacomo- galvani_(Dizionario-Biografico) (дата обращения: 10.09.2023).
6. Vercellone Guido Fagioli. Fantoni Gabriele. Dizionario Biografico degli Italiani .1994 Vol. 44. https://www.treccani.it/enciclopedia/gabriele-fantoni_(Dizionario-Biografico) (дата обращения: 14.09.2023).
7. Celestino Domenico. Bennati Francesco. Dizionario Biografico degli Italiani. 1966. Vol. 8. https://www.treccani.it/enciclopedia/francesco-bennati_(Dizionario-Biografico) (дата обращения: 14.09.2023).
8. Ниссен-Саломан Г. Школа пения Генриэтты Ниссен-Саломан. Theorique: с некрологом / Предисл. издателя. СПб.: Бессель, 1880. Ч. 1. 67 с.
Рецензия
Для цитирования:
Ефимова Н.И., Цыбулько О.А. Метод пения Джакомо Гальвани, созданный для Московской консерватории, в объективе научных тенденций XIX века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(6):107-118.
For citation:
Efimova N.I., Tsybulko O.A. Giacomo Galvani’s method of singing created for Moscow conservatory (in the lens of scientific trends of the 19th century). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(6):107-118. (In Russ.)