Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Жест как синтез музыки и хореографии в танцоперах: Пина Бауш, Саша Вальц, Анна Тереза де Кеерсмакер

Аннотация

Предмет статьи — феномен жеста, соединяющий музыку и пластику в жанре танцоперы, созданном немецким хореографом Пиной Бауш. Продолжателями традиций жанра стали хореографы Саша Вальц и Анна Тереза де Кеерсмакер. Нарастание пластической выразительности в современном театре создало предпосылки для применения ее в качестве специфической художественной формы в новых типах спектаклей, одним из которых стала танцопера. Задачи и новаторские устремления Пины Бауш состояли в том, чтобы сохранить традиции немецкого музыкального театра, включив специфические театральные приемы в пространство хореографического спектакля для выражения индивидуального опыта. Танцоперы «Орфей и Эвридика» и «Ифигения в Тавриде» выявили возможности взаимодействия музыки и хореографии через формы современного театрального искусства. Идея танцоперы как синтеза музыки и жеста нашла продолжение в творчестве других хореографов. Прием разделения персонажей между танцовщиками и певцами применили С. Вальц в постановке оперы «Дидона и Эней» Пёрселла и А. Т. де Кеерсмакер в своей версии оперы В. Моцарта «Так поступают все». Продолжая традиции П. Бауш, хореографы расширили и трансформировали границы жанра оперы путем ее превращения в танцевальный спектакль.

Об авторе

З. А. Войнова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Войнова З. А. — аспирант

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Цареградская Т. В. Музыкальный жест в пространстве современной композиции. М.: Композитор, 2018. 364 с.

2. Hatten R. Interpreting musical gestures, topics, and tropes: Mozart, Beethoven, Schubert. Bloomington; Indianapolis: Indiana University Press, 2004. 338 p.

3. Брехт Б. Теория эпического театра (статьи, заметки, стихи). Об экспериментальном театре // Брехт Б. Собрание сочинений: в 5 т. М.: Искусство, 1965. Т. 5/2. С. 83–101.

4. Agamben G. Notes sur le geste [Электронный ресурс]. https://archive-magazine.jeudepaume.org/2013/04/giorgio-agamben-notes-sur-le-geste/index.html (дата обращения: 10.11.2023).

5. Flusser V., Gesten V. Versuch einer Phänomenologie (1991). Frankfurt am Main: Fischer Taschenbuch Verlag, 1994. 240 S.

6. Пылаева Л. Д. Музыка сценических танцев французских композиторов XVII − начала XVIII веков в контексте риторической эпохи: дис. … д-ра искусствоведения. Москва, 2012. 36 с.

7. Безуглая Г. А. Танцующий Люлли // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2020. № 2 (67). С. 79–89.

8. Роллан Р. Музыкально-историческое наследие: в 8 вып. М.: Музыка, 1988. Вып. 3. Музыканты прошлых дней. Музыкальное путешествие в страну прошлого. 449 с.

9. Harris-Warrick R. Dance and Drama in French Baroque Opera. New York: Cambridge University Press, 2016. 504 p.

10. Бейнс С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн. М.: Арт-гид, 2018. 312 с.

11. Хамфри Д. Искусство сочинять танец. Эмансипация Спящей красавицы. М.: Арт- гид, 2019. 192 с.

12. Клименхага Р. Пина Бауш. Обнажение телесного присутствия. М.: Арт-гид, 2021. 172 с.

13. Zanobi A. From Duncan to Bausch with Iphigenia // The Ancient Dancer in the Modern World: Responses to Greek and Roman Dance / Ed. F. Macintosh. Oxford: Oxford University Press, 2010. P. 236–254.

14. Кляйн Г. Танцтеатр Пины Бауш: искусство перевода. М.: Индивидуум, 2021. 448 с.

15. Мальцева А. А. Музыкально-риторические фигуры эпохи барокко: проблемы методологии анализа (на материале магнификатов XVII века): дис. … канд. искусствоведения. Новосибирск, 2013. 308 с.

16. Kircher А. Musurgia universalis, sive ars magna consoni et dissoni. Romae: Ex typographia Haeredum Francisci; Corbelletti, 1650. 556 p.

17. Эсслин М. Театр абсурда. СПб.: Балтийские сезоны, 2010. 526 с.

18. Арто А. Театр и его Двойник. М.: Симпозиум, 2000. 430 с.

19. Liebe in Zeiten des Krieges. Sasha Waltz und Attilio Cremonesi im Gespräch mit Caroline Emcke // Dido & Aeneas, Uraufführung am 19. Februar 2005 an der Staatsoper Unter den Linden / Staatsoper Unter den Linden. Berlin, 2005. S. 6–11.

20. Blake E. Diving into Henry Purcell’s ill-fated lovers Dido and Aeneas // The Sydney Morning Gerald. 15.01.2014 [Электронный ресурс]. URL: https://www.smh.com.au/entertainment/diving-into-henry-purcells-illfated-lovers-dido-and-aeneas-20140114- 30sz0.html (дата обращения: 10.11.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Войнова З.А. Жест как синтез музыки и хореографии в танцоперах: Пина Бауш, Саша Вальц, Анна Тереза де Кеерсмакер. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(6):62-76.

For citation:


Voinova Z.A. Gesture as a synthesis of music and choreography in danceoperas: Pina Bausch, Sasha Waltz, Anna Teresa de Keersmaeker. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(6):62-76. (In Russ.)

Просмотров: 203


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)