Мазурки русских балов XIX века: пример авторской постановки мазурки «Воздушная»
Аннотация
Изучение исторических бальных танцев в наши дни актуально в связи с организацией и проведением культурно-досуговых мероприятий и исторических реконструкций. Бальные танцы используются в театральных постановках, художественных фильмах и телевизионных сериалах, являются важным аспектом сохранения культурных традиций и ценностей. В статье рассматривается проблема хореографической реконструкции мазурки как одного из наиболее популярных танцев русских балов первой половины XIX века и ппредлагается авторская постановка танца с учетом современных технических возможностей и специальной подготовки исполнителей. Автор прослеживает истоки мазурки как исторического бального танца, анализирует характерные для нее средства выразительности в непосредственном синтезе музыки и хореографии, акцентирует внимание на этносоциальных и культурных значениях танца, делится с обучающимися школ искусств, средних профессиональных и высших профессиональных образовательных организаций сферы культуры практическими рекомендациями по надлежащему исполнению мазурки, выработанными самостоятельно и с учетом мнений лучших танцмейстеров и педагогов России и Европы. В статье представлен авторский вариант исполнения мазурки «Воздушная».
Об авторе
Ю. Н. СлонченкоРоссия
Слонченко Ю. Н. — доц., заслуженный артист Российской Федерации, заслуженный артист Украины
ул. Киевская, д. 39 Симферополь, 295017
Список литературы
1. Захарова О. Ю. Бальная эпоха первой половины XIX века. Героям 1812 года посвящается. М.: Центрполиграф, 2012. 271 с.
2. Буланкина М. К. Использование народной музыки в системе профессионального хореографического образования // Гуманитарное пространство. 2019. № 8. Вып. 8. С. 1013–1022.
3. Пушкина И. А. Польские танцы на русской балетной сцене // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 6 (41). С. 130–135.
4. Захарова О. Ю. Русский бал XVIII – начала XX века. Танцы, костюмы, символика. М.: Центрполиграф, 2010. 448 с.
5. Короткова М. В. Бальная культура московского дворянства в XVIII – первой половине ХIХ в.: официальная церемония, развлечение или любовная игра? // Вестник РУДН. Серия: История России. 2008. № 2. С. 5–23.
6. Никитина Е. А. Бал как культурная практика // Человек в мире культуры. 2012. № 2. С. 50–53.
7. Васильева А. Л. Народно-историческая и культурная основа польского танца // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2009. № 1 (21). С. 113–131.
8. Бэлза И. Ф. Фредерик Шопен. М.: Наука, 1968. 390 с.
9. Резникова Л. А. Жанровые аспекты исполнительской интерпретации мазурок Ф. Шопена // Манускрипт. 2020. Т. 13. Вып. 12. С. 256–261.
10. Лист Ф. Ф. Шопен / пер. и примеч. С. А. Семеновского; общ. ред. и вступ. ст. Я. И. Мильштейна. 2-е изд., перераб. М.: Музгиз, 1956. 428 с.
11. Петровский Л. Правила для благородных общественных танцов, изданныя учителем танцованья при Слободско-украинской гимназии Людовиком Петровским. Харьков: Университетская тип., 1825. 140 с.
12. Cellarius H. La Danse des salons. Dessins de Gavarni, Paris: J. Hetzel, 1847. 174 p.
13. Шульгина А. Н. Бальный танец. Бытовая хореография России, конец XIX – начало XX века. М.: Один из лучших, 2005. 84 с.
14. Кондратенко Р. А. Шаги мазурки в танцевальных учебниках XIX века // Материалы III конференции по вопросам реконструкции европейских исторических танцев XIII–XX вв. СПб., 2011. С. 110–118.
Рецензия
Для цитирования:
Слонченко Ю.Н. Мазурки русских балов XIX века: пример авторской постановки мазурки «Воздушная». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(6):29-46.
For citation:
Slonchenko Yu.N. Mazurkas of Russian balls of the 19th century: An example of the author’s production of the Aerial mazurka. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(6):29-46. (In Russ.)