Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Кинестезия в исполнительской практике современного танца

Аннотация

В статье рассматривается новый подход в исполнительской практике танцовщиков второй половины ХХ в., в основе которого лежит заострённое внимание к формированию осознанности тела в движении для развития «телесного интеллекта». Новый подход стал возможным благодаря взаимовлиянию танцевального сообщества и соматических дисциплин, которые возникли на стыке XIX-ХХ вв. Интеграция соматических и движенческих направлений не только способствовала появлению новых танцевальных практик (таких как импровизация), и новых способов обучения (таких как соматическое обучение), но и позволила говорить о новом режиме зрительского восприятия.

Об авторе

Татьяна Валентиновна Гордеева
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия


Список литературы

1. Lepecki A. Exhausting Danœ: Performanœ and the Politks of Movement / A. Lepecki. L.: Routledge, 2006. 160 р.

2. Pollard N.J. Folding and withholding: Writing with and by Aoreographers: Dis.. Ph. D. L.: Middlesex University, 2007. 288 p.

3. Gardner S. Notes on Choreography // Performanœ Research. 2008. Vol. 1. № 13. Р. 55-60.

4. Jola C. Research and Choreography. Merging Danœ and Cognitive Neurosrienœ // The Neuroœgnition of Danœ. Mind, Movement and Motor Skills / Ed. by B. Blaesing, M. Puttke, Th. Schack. L.: Routledge, 2010. P. 203-234.

5. Reason M. Kinesthesia, Empathy, and Related Pleasures: An Inquiry into Audienœ Experienœs of Washing Danœ / M. Reason, D. Reynolds // Danœ Research Journal. 2010. Vol. 2. № 42. P. 49-75.

6. Гордеева Т. В. Идеокинетический подход как метод коррекции опорно-двигательного аппарата в танцевальном обучении: Дис.. магист. ст. / Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб., 2012. 105 с.

7. Warburton E. C. Of Meanings and Movements: Re-Languaging Embodimenting Danœ Phenomenology and Cognition // Danœ Research Journal. 2011. Vol. 2. № 43. P. 65-83.

8. Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб.: Ювента; Наука, 1999. 609 с.

9. Cooper Albright A. Situated Dandng: Notes from Three Decades in Contact with Phenomenology // Dance Research Journal. 2011. Vol. 2. № 43. P. 7-18.

10. Фуко М. Слова и вещи. Археология гуманитарных наук. СПб.: A-cad, 1994. 406 с.

11. Eddy М. A brief history of somatic practices and dance: Historical development of the field of somatic education and its relationship to dance // Journal of Dance and Somatic Practices. 2009. Vol. 1. № 1. P. 5-27.

12. Dragon D. A. Toward embodied education, 1850s-2007: Historical, cultural, theoretical and methodological perspectives impacting somatic education in United States higher education dance: Dis.. Ph. D. Philadelphia: Temple University, 2008. 603 p.

13. Luder D. About Mental Imagery [Электронный ресурс]. URL: http://www. pacificmovementcenter.com/imagery/about_imagery.html (дата обращения: 05.09.2014).

14. Schiphorst T. H. The Varieties of User Experience. Bridging Embodied Methodologies from Somatics and Performance to Human Computer Interaction: Dis.. Ph. D. Plymouth: Center for Advanced Inquiry in the Integrative Arts, 2009. 349 p.

15. Ginot I. From Shusterman’s Somaesthetics to a Radical Epistemology of Somatics // Dance Research Journal. 2010. Vol. 1 № 42. Р. 12-29.

16. Batson G. Somatic Studies and Dance [Электронный ресурс]. URL: www.iadms.org/ resource/resmgr/resource_papers/somatic_studies.pdf?hhSearchTerms=%22Batson%22 (дата обращения: 05.09.2014).

17. Быленок Ю. В. Соматика и её место в современном хореографическом образовании: Дис.. магист. ст. / Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой. СПб., 2009. 111 с.

18. Banes S. Terpsichore in Sneakers: Post-Modern Dance with new introduction. Connectitut: Wesleyan University Press Middletown, 1987. 272 р.

19. Franklin E. N. Dynamic Alignment through Imagery. Illinois: Human Kinetics, 1996. 320 р.

20. Krasnow D. H. Imagery and Conditioning Practices for Dancers / D. H. Krasnow, J. C. Steven, S. Barr et al. // Dance Research Journal. 1997. Vol. 1. № 29. P. 43-64.

21. Меньшиков Л. А. Художественные манифесты 1960-х годов: Программа флюксуса и её автор // Вестник Санкт-Петербургского государственного университета. 2014. Серия 14. Искусствоведение. Вып. 1. С. 107-116.

22. Курюмова Н. В. Современный танец в культуре XX века: Смена моделей телесности: Автореф. дис.. канд. культурол.: 24.00.01 / Ин-т философии и права УрО РАН. Екатеринбург, 2011. 25 с.

23. Foster S. L. Dancing bodies. Meaning in dance // New cultural studies of dance / Ed. J. C. Desmond. Durham: Durham University, 1997. P. 235-257.

24. Franco M. Dancing modernism - performing politics. Indianapolis: Library of Indiana University Press Bloomington and Indianapolis, 1995. 190 р.

25. Fraleigh S. N. Dance and the lived body. A descriptive Aesthetic. Pittsburgh: University of Pittsburgh Press, 1987. 275 р.

26. Burt R. Judson Dance - Performative traces. L.: Routledge, 2006. 240 р.

27. Sheets-Johnstone M. The Corporeal Turn An Interdisciplinary Reader. Exterer: Imprint Academic, 2009. 400 p.

28. Thomas H. The Body, Dance and Cultural Theory. L.: Palgrave Macmillan, 2003. 262 p.

29. Batson G. Teaching Alignment. From a mechanical model to a dynamic system one // The Body Eclectic. Evolving Practices in Dance Training / Ed. by M. Bales and R. Nettl-Fiol. Illinois: University of Illinois Press, 2008. Р. 134-153.

30. Overby L. Y. The History and Research of Dance Imagery: Implications for Teachers / L. Y. Overby, J. Dunn // The IADMS Bulletin for Teachers. 2011. Vol. 3. № 2. P. 9-11.

31. Franklin E. N. Conditioning for Dance. Illinois: Human Kinetics, 2003. 248 р.

32. Rolland J. Inside Motion: An Ideokinetic Basis for Movement Education. Amsterdam: Rolland String Research Associates, 1984. 159 p.

33. Sweigard L. E. Human Movement Potential: Its Ideokinetic Facilitation. N. Y.: Harper Row, 1988. 300 p.

34. Bernard A. Ideokinesis: A Creative Approach to Human Movement and Body Alignment / A. Bernard, W. Steinmuller, U. Stricker. California: North Atlantic Books, 2006. 224 р.

35. Ideokinesis / Ed. Pamela Matt [Электронный ресурс]. URL: http://www.ideokinesis. com (дата обращения: 05.05.2014).

36. Topf N. The Anatomy of Centre // Contact Quarterly Dance & Improvisation Journal, 2012. Vol. 37. № 2. P. 10-42.

37. Vyas N. The Use of Imagery and Visualization in Contemporary Dance [Электронный ресурс]. URL: http://www.indefocus.com/articles/featured-articles/ 222-the-use-of-imagery-and-visualisation-in-contemporary-dance (дата обращения: 05.09.2014).


Рецензия

Для цитирования:


Гордеева Т.В. Кинестезия в исполнительской практике современного танца. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015;(1):87-97.

For citation:


Gordeeva T.V. Kinesthesia in a performance practice of the contemporary dance. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2015;(1):87-97. (In Russ.)

Просмотров: 643


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)