Транслируемость академической музыки современному слушателю: проблемы и решения
Аннотация
В настоящей статье автор анализирует различные способы записи академической музыки и их последующего прослушивания, включая как обычные стереофонические способы, так и новаторские многоканальные. Основной вопрос, которые ставит автор, — при каком из этих способов у слушателя может возникнуть ощущение «погружения» в звуковое пространство, как если бы он находился в концертном зале? Рассматриваются как бинауральная система воспроизведения звука с помощью головных стереотелефонов, так и многоканальные системы с громкоговорителями. В качестве современной системы, создающей иллюзию трехмерного пространства при использовании головных стереотелефонов, приводится система Dolby Atmos. Автор приводит результаты работы с небольшой тестовой группой, подводящие к выводу, что моделирование трехмерного пространства негативно сказывается на некоторых критериях оценки качества фонограмм. Вместе с тем автор видит большой потенциал в развитии «иммерсивных» способов воспроизведения звука, что позволяет большому количеству слушателей ощутить магию академической музыки.
Ключевые слова
Об авторе
Е. Б. ЮссаРоссия
Юсса Е. Б. — ст. препод.
ул. Фучика, д. 15, Санкт-Петербург, 192238
Список литературы
1. Chourmouziadou K., Kang J. Acoustic evolution of ancient Greek and Roman theatres // Applied Acoustics. 2008. № 69 (6). Р. 514–529.
2. Torick E. Highlights in the history of multichannel sound. Journal of the Audio Engineering // Society. 1998. Vol. 46. P. 368−372.
3. Paul S. Binaural recording technology: A historical review and possible future developments // Acta Acustica United with Acustica. 2009. Vol. 95. P. 767−788.
4. Sunier J. A history of binaural sound [Электронный ресурс]. URL: https://www.gammaelectronics.xyz/audio_03-1986_binaural.html (дата обращения: 27.08.2023).
5. Blumlein A. D. British Patent Specification 394,325 (Improvements in and Relating to Sound-Transmission, Sound-Recording and Sound-Reproducing Systems) // Journal Acoust. Eng. Soc. N.-Y. 1958. Vol. 6. P. 91–98.
6. Алдошина И. А. Электроакустические преобразователи — громкоговорители, стереотелефоны, микрофоны. СПб.: Лань, 2023. 336 с.
7. Eargle J. The Microphone Book. Burlington, MA: Focal Press, 2004. 377 p.
8. Electroacoustic Devices: Microphones and Loudspeakers / ed. by. G. Ballou. N.-Y.: Routledge, 2009. 328 p.
9. Fletcher H., Sivian L. J. Binaural Telephone System. US Patent 1,624,486 [Электронный ресурс]. URL: https://patentimages.storage.googleapis.com/0d/f1/ea/1265fb1d7f899e/US1624486.pdf (дата обращения: 27.08.2023).
10. Neumann KU-100 «Dummy Head» [Электронный ресурс]. URL: https://www.neumann.com/en-en/products/microphones/ku-100/ (дата обращения: 27.08.2023)
11. Лейбл «Deutschegrammofon» [Электронный ресурс]. URL: https://www.deutschegrammophon.com/en/composers/dolbyatmos/dolby-atmos-2006 (дата обращения: 27.08.2023).
12. Лейбл «Cobra Records» [Электронный ресурс]. URL: https://cobrarecords.com/information/binaural/ (дата обращения: 27.08.2023).
13. Huscher P. Program notes: Wolfgang Mozart, Notturno in D, K.286, Chicago Symphony Orchestra [Электронный ресурс]. URL: https://www.yumpu.com/en/document/read/12142347/program-notes-wolfgang-mozart-notturno-in-d-major-k-286 (дата обращения: 27.08.2023).
14. Broderick A. E. Grand Messe Des Morts: Hector Berlioz’s Romantic Interpretation of the Roman Catholic Requiem Tradition: Master’s Thesis. Ohio: Bowling Green State University, 2012. P. 71–72.
15. Davis M. F. History of spatial coding. Journal of the Audio Engineering Society. N.-Y. 2003. Vol. 51. P. 554−569.
16. Ratliff P. A. Properties of hearing related to quadraphonic reproduction // Research Department, Engineering Division The British Broadcasting Corporation. UK. London: BBC, 1974. 19 p.
17. Алдошина И. А., Приттс Р. Музыкальная акустика. СПб.: Композитор, СПб. 2014. 720 с.
18. Immersive Sound: The Art And Science of Binaural And Multichannel Audio / Ed. By A. Roginska and P. Geluso. London: Routledge, 2017. 363 p.
19. Blesser B., Salter L.-R. Spaces Speaks, Are You Listening? Experiencing Aural Architecture. Massachusetts: The MIT Press, 2006. 456 p.
20. Beranek L. L. Concert hall acoustics // Journal of Audio Engineering Society. 2008. Vol. 56 (7). P. 532−544.
21. Holman T. Surround Sound. Up And Running. 2nd edition. UK. Published by Taylor & Francis, 2008. 240 p.
22. AURO 3-D [Электронный ресурс]. URL: https://www.auro-3d.com (дата обращения: 27.08.2023).
23. Hamasaki K., Nishiguchi T., Hiyama K. Effectiveness of height information for reproducing presence and reality in multichannel audio system // Audio Engineering Society. Convention Paper. Paris. 2006. № 6679. 15 p.
24. Kim S., Lee Y. W., Pulkki V. New 10.2-channel vertical surround system (10.2-VSS); comparison study of perceived audio quality in various multichannel sound systems with height loudspeakers // Proceedings of Audio Engineering Society 129th International Convention. Convention Paper San Francisco. 2010. № 8296. 13 p.
25. Salmon F., Changenet F., Colas T. A Comparative Study of Multichannel Microphone Arrays Used in Classical Music Recording // Journal of Audio Engineering Society. Vol. 71. No. 7/8. P. 441−454.
26. Dolby Atmos [Электронный ресурс]. URL: https://www.dolby.com/technologies/dolby-atmos/ (дата обращения: 27.08.2023).
Рецензия
Для цитирования:
Юсса Е.Б. Транслируемость академической музыки современному слушателю: проблемы и решения. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(5):190-201.
For citation:
Yussa E.B. Broadcastability of academic music to the modern listener: Problems and solutions. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(5):190-201. (In Russ.)