Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Проблема участия в действии в драматическом спектакле и ролевой игре

Аннотация

В статье рассматривается структура ролевой игры в сравнении со структурой драматического спектакля. И спектакль, и ролевая игра «погружают» зрителя или участника в игровую реальность за счет определенной системы условностей. Однако в спектакле зритель «погружается» в действие  через эмпатическое сопереживание персонажам из позиции наблюдателя, в ролевой игре — через исполнение роли в реальности художественного мира. Переход зрителя в позицию участника театрального действия  можно описать как процесс изменения структуры спектакля через использование элементов структуры ролевой игры. Приемы, которые позволяют обеспечить этот переход, — это введение в структуру спектакля позиции «мастера», управляющего действием; предоставление зрителям правил  и инструкций; формирование у зрителя собственной цели внутри «предлагаемых обстоятельств» и установки на взаимодействие в погружении; создание пространства симультанного действия. Как пример переходной формы между спектаклем и ролевой игрой анализируется спектакль Арианы  Мнушкиной «1789» (1970), в котором часть зрителей вовлекалась в действие в роли толпы парижан.

Об авторе

М. В. Кожекина
Российский государственный институт сценических искусств
Россия

Кожекина М. В. — аспирант 

ул. Моховая, д. 34, Санкт-Петербург, 191028



Список литературы

1. Бентли Э. Жизнь драмы. М.: Искусство, 1978. 368 с.

2. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Изд-во «Канон+», 2015. 376 c.

3. Леман, Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABC design, 2013. 312 c.

4. Воробьева О. В. Переключения фреймов в ролевой игре живого действия: способы поддержания взаимосогласованной социальной реальности. СПб. 2014. 156 c. [Электронный ресурс] URL: https://www.academia.edu/23955061. (дата обращения: 15.09.2023).

5. Гофман И. Анализ фреймов. Эссе об организации повседневного опыта. М.: Институт социологии РАН, 2003. 752 с.

6. Шмид В. Нарратология. М.: Языки славянской культуры, 2008. 304 с.

7. Брехт Б. Теория эпического театра. М.: Академический проспект, 2019. 650 с.

8. Pohjola M. Autonomous Identities. Immersion as a Tool for Exploring, Empowering and Emancipating Identities // Beyond Role and Play. Tools, Toys and Theory for Harnessing the Imagination. Helsinki: Ropecon ry, 2004. P. 81–96.

9. 1789. La Révolution doit s’arrêter à la perfection du Bonheur [Видеозапись] / Théâtre du Soleil. Bel Air Classiques, 2016.

10. Костры Курукшетры. Правила одним файлом [Электронный ресурс]. 18 с. URL: https://docs.google.com/document/d/1_hP001Sm1IJP2uhG7BADjy8IUtlMEGrLQdzUX2BfuoE (дата обращения: 15.09.2023).

11. Сюжетостроение на Махабхарате [Электронный ресурс]. 5 с. URL: https://docs.google.com/document/d/1VN0YvL3PE2vREXJZZlzRd5PKbZ9YdZeQURGZrxr17n4/edit (дата обращения: 15.09.2023).


Рецензия

Для цитирования:


Кожекина М.В. Проблема участия в действии в драматическом спектакле и ролевой игре. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(5):101-116.

For citation:


Коzhekina M.V. The problem of participation in dramatic performance and role-playing game. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(5):101-116. (In Russ.)

Просмотров: 144


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)