Эсхатологические образы в драматургии «Мистерии на конец времени» К. Орфа: специфика воплощения
Аннотация
Статья посвящена анализу одного из крупнейших музыкально-театральных сочинений на эсхатологический сюжет — «Мистерии на конец времени» К. Орфа. В рамках ритуальной формы находит свое воплощение сложная философская концепция, основанная на слиянии иудейских, христианских, апокрифических пророчеств о конце времени. В статье прослеживается взаимосвязь и контрапунктическое движение музыкального и текстового планов сочинения, их роли в воплощении эсхатологических образов последнего дня, Божественной воли, Страшного суда, нового неба и новой земли.
Ключевые слова
Об авторе
Н. А. КарпунРоссия
Карпун Н. А. — соискатель уч. степени канд. искусствоведения
Театральная пл., д. 3, литер «А», Санкт-Петербург, 190000
Список литературы
1. Gödecke K. Todesthematik in der Musik nach 1945: Dissertationsschrift. Flensburg, 2004. S. 262.
2. Леонтьева О. Т. Карл Орф. М.: Музыка, 1984. 334 с.
3. Тарнопольский В. В. Феномен нового музыкального театра // Журнал Общества теории музыки. 2015. № 4 (12). С. 25–34 [Электронный ресурс]. URL: https:// journal-otmroo.ru/sites/journal-otmroo.ru/files/2015_4%20%2812%29_3_ Тарнопольский%20В.%20В.%20%28final%29%20%281%29.pdf (дата обращения: 10.08.2023).
4. Петухов А. В. Свящ. Ориген в русской богословской дореволюционной литературе. СПб.: Аксион эстин, 2010. 54 с.
5. Rösch T. De temporum fine comoedia — Orff-Zentrum München [Электронный ресурс]. URL: https://www.ozm.bayern.de/project/de-temporum-fine-comoedia/ (дата обращения: 01.05.2023).
6. Душенко К. В., Багриновский Г. Ю. Большой словарь латинских цитат и выражений / под ред. Д. О. Торшилова. М.: Эксмо: Центр гуманитарных научноинформационных исследований ИНИОН РАН, 2013. 976 с.
7. Гёте И. В. Из моей жизни: Поэзия и правда [Электронный ресурс]. URL: http:// gete.velchel.ru/index.php?cnt=21&part=16#note-1 (дата обращения: 01.05.2023).
8. Werner T. Carl Orff, De Temporum fine comoedia. Das Spiel vom Ende der Zeiten, Vigilia. Eine Interpretation. Tutzing: Hans Schneider, 1973. S. 96.
9. Schneider N. J. Carl Orff und die repetitive Musik nach 1960 // Jahrbuch II der Bayerischen Akademie der Schönen Künste. München: Verlag C. H. Beck, 1988. S. 354–374.
10. Книги сивилл / пер. с древнегреч. М. Витковской, В. Витковского. М.: Энигма, 1996. 288 с.
11. Куранова Ю. А. Модус мистериальности в музыкальном театре И. Ф. Стравинского («Весна священная», «Персефона», «Потоп»): дис. … канд. искусствоведения. М. 2017. 249 с.
12. Vondung K. The apocalypse in Germany / transl. from German by S. D. Ricks. Columbia; London: University of Missouri Press, 2000. 437 p.
13. Tiefensee E. “Wird aller Schuld Vergessung sein?” Über die Endzeitvorstellungen in Orffs “De temporum fine comoedia” [Электронный ресурс]. URL: https:// ub01.uni-tuebingen.de/xmlui/bitstream/handle/10900/122214/Tiefensee_158. pdf?sequence=1&isAllowed=y (дата обращения: 24.05.2023).
14. Лосев А. Ф. История античной эстетики. Ранний эллинизм. Харьков: Фолио; М.: АСТ, 2000. 960 с.
15. Бершадская Т. С. Лекции по гармонии. 2-е, доп. изд. Л.: Музыка, 1985. 238 с.
16. Эко У., Мартини К. М. (кардинал). Диалог о вере и неверии / пер. с ит. Н. Холмогорова. 3-е изд. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2011. 119 с.
Рецензия
Для цитирования:
Карпун Н.А. Эсхатологические образы в драматургии «Мистерии на конец времени» К. Орфа: специфика воплощения. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(4):101-117.
For citation:
Karpun N.A. Eschatological images in the dramaturgy of De temporum fine comoedia by C. Orff: Implementation features. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(4):101-117. (In Russ.)