Некоторые условия формирования профессионального оперного певца: от педагогики прошлого к требованиям современности
Аннотация
В статье анализируется специфика влияния культурных, социальных и биографических факторов на становление оперных вокалистов. В первой части на материале старинных трактатов о системе обучения оперных певцов выявлялись ключевые моменты, которые специалисты далекого прошлого считали важными для формирования оперного мастерства и будущего профессионального успеха. В круг источников включены трактаты представителей ведущей вокальной школы bel canto (а также их преемников и последователей), написанные в период от эпохи барокко до начала XX века, когда произошли важнейшие реформы в оперном искусстве. Во второй части статьи на материале интервью с современными представителями оперного творчества описываются социокультурные факторы, которые влияют на подготовку к профессиональной карьере сегодня. Таким образом, удается проследить преемственность традиций, зафиксированных в трактатах прошлого, и выявить особенности профессиональных маршрутов к творческому успеху наших современников, уже состоявшихся в оперном творчестве.
Об авторах
Н. Х. ОрловаРоссия
Орлова Н. Х. — д-р филос. наук, проф.
ул. Глинки, д. 2, Санкт-Петербург, 190000
Большая Санкт-Петербургская ул., д. 41, 173003, Великий Новгород
Е. А. Сергеева
Россия
Сергеева Е. А. — певица, ассистент-стажер, лектор
ул. Глинки, д. 2, Санкт-Петербург, 190000
наб. р. Фонтанки, д. 41, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков: cб. переводов / сост. В. П. Шестаков М.: Музыка, 1971. 668 с.
2. Celletti R. Storia del belcanto. Bologna, Firenze: Discanto Ed., 1983. 221 р.
3. Caccini G. Le nuove musiche. Firenze. 1601. URL: https://s9.imslp.org/files/ imglnks/ usimg/b/bb/IMSLP286641–PMLP116645–lenvovemvsichedi00cacc.pdf (дата обращения: 09.06.2023).
4. Tosi P. Opinioni de’ cantori antichi, e moderni o sieno osservazioni sopra il canto figurato. Bologna. 1723. URL: https://s9.imslp.org/files/imglnks/usimg/7/70/ IMSLP273936– PMLP140521–opinionidecantor00tosi.pdf (дата обращения: 09.06.2023).
5. Шуберт И. Ф. Новая школа пения, или основательное и полное руководство по вокальному искусству. СПб.: Планета музыки, 2020. 168 с.
6. Пеллегрини-Челони А. М. Грамматика, или Правила прекрасного пения: уч.-метод. пос. СПб.: Планета музыки, 2015. 88 с.
7. Гарсиа М. Полный трактат об искусстве пения: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2015. 412 с.
8. Ламперти Ф. Начальное теоретико-практическое руководство к изучению пения. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. Ежедневные упражнения в пении: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2014. 48 с.
9. Штокхаузен Ю. Вокальная школа: СПб.: Планета музыки, 2021. 172 с.
10. Делле Седие Э. Вокальное искусство: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2015. 173 с.
11. Маркези М. Десять уроков пения: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2015. 224 с.
12. Леман Л. Мое искусство петь: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2014. 240 с.
13. Кроуэст Ф.Д. Советы певцам: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2020. 76 с.
14. Ламперти Д.Б. Техника бельканто. СПб.: Планета музыки, 2013. 48 с.
15. Сэнтли Ч. Искусство пения и вокальной декламации: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2019. 92 с.
16. Хаслам У. Стиль вокального исполнительства: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2021. 112 с.
17. Сильва Д. Советы начинающим певцам: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2020. 56 с.
18. Тетраццини Л. Как правильно петь: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2021. 204 с.
19. Хочу стать оперным певцом. Диалоги о карьере. Сергеева Е. А. СПб.: Планета музыки, 2022. 184 с.
20. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии: уч. пос.: в 3 ч. СПб.: Планета музыки, 2020. Ч. 2. 474 с.
21. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: уч. пос. М.: МГУКИ, 2003. 222 с.
22. Вознесенская М. С. Вокальное искусство: уч.-метод. пос. / М. С. Вознесенская, Г. Г. Беднарская, М. Г. Ахмедова, Э. А. Ахмедов. Новосибирск. Новосибирск. гос. пед. ун-т, 2021. 321 с.
23. Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. М.: Музгиз, 1963. 512 с.
24. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. 140 с.
25. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2021. 448 с.
26. Трифонова И. А. Академическое вокальное искусство как социокультурный феномен: автореф. … дис. канд. филос. Наук. Тюмень, 2011. 21 с.
27. Цыпин Г. М. Музыкальная педагогика и исполнительство: уч. пос. М.: Прометей, 2011. 404 с.
28. Ярославцева Л. К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII–ХХ веков: уч. пос. М.: Золотое Руно, 2004. 200 с.
29. Аллегри Р. Звезды мировой оперной сцены рассказывают. Цена успеха. СПб.: Планета музыки, 2022. 330 с.
30. Бабалова М. М. Оперные звезды крупным планом. М.: Аграф, 2018. 430 с.
31. Дмитриев Л. Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М.: Музыка, 2007. 188 с.
32. Парин А. В. Басни соловьев: беседы с музыкантами. М.: Аграф, 2014. 665 с.
Рецензия
Для цитирования:
Орлова Н.Х., Сергеева Е.А. Некоторые условия формирования профессионального оперного певца: от педагогики прошлого к требованиям современности. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(4):50-66.
For citation:
Orlova N.Kh., Sergeeva E.A. Some conditions for the formation of a professional opera singer: Аrom the pedagogy of the past to the requirements of the present. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(4):50-66. (In Russ.)