Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Некоторые условия формирования профессионального оперного певца: от педагогики прошлого к требованиям современности

Аннотация

В статье анализируется специфика влияния культурных, социальных и биографических факторов на становление оперных вокалистов. В первой части на материале старинных трактатов о системе обучения оперных певцов выявлялись ключевые моменты, которые специалисты далекого прошлого считали важными для формирования оперного мастерства и будущего профессионального успеха. В круг источников включены трактаты представителей ведущей вокальной школы bel canto (а также их преемников и последователей), написанные в период от эпохи барокко до начала XX века, когда произошли важнейшие реформы в оперном искусстве. Во второй части статьи на материале интервью с современными представителями оперного творчества описываются социокультурные факторы, которые влияют на подготовку к профессиональной карьере сегодня. Таким образом, удается проследить преемственность традиций, зафиксированных в трактатах прошлого, и выявить особенности профессиональных маршрутов к творческому успеху наших современников, уже состоявшихся в оперном творчестве.

Об авторах

Н. Х. Орлова
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого
Россия

Орлова Н. Х. — д-р филос. наук, проф.

ул. Глинки, д. 2, Санкт-Петербург, 190000

Большая Санкт-Петербургская ул., д. 41, 173003, Великий Новгород



Е. А. Сергеева
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова; «Петербург-концерт»
Россия

Сергеева Е. А. — певица, ассистент-стажер, лектор

ул. Глинки, д. 2, Санкт-Петербург, 190000

наб. р. Фонтанки, д. 41, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков: cб. переводов / сост. В. П. Шестаков М.: Музыка, 1971. 668 с.

2. Celletti R. Storia del belcanto. Bologna, Firenze: Discanto Ed., 1983. 221 р.

3. Caccini G. Le nuove musiche. Firenze. 1601. URL: https://s9.imslp.org/files/ imglnks/ usimg/b/bb/IMSLP286641–PMLP116645–lenvovemvsichedi00cacc.pdf (дата обращения: 09.06.2023).

4. Tosi P. Opinioni de’ cantori antichi, e moderni o sieno osservazioni sopra il canto figurato. Bologna. 1723. URL: https://s9.imslp.org/files/imglnks/usimg/7/70/ IMSLP273936– PMLP140521–opinionidecantor00tosi.pdf (дата обращения: 09.06.2023).

5. Шуберт И. Ф. Новая школа пения, или основательное и полное руководство по вокальному искусству. СПб.: Планета музыки, 2020. 168 с.

6. Пеллегрини-Челони А. М. Грамматика, или Правила прекрасного пения: уч.-метод. пос. СПб.: Планета музыки, 2015. 88 с.

7. Гарсиа М. Полный трактат об искусстве пения: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2015. 412 с.

8. Ламперти Ф. Начальное теоретико-практическое руководство к изучению пения. Искусство пения по классическим преданиям. Технические правила и советы ученикам и артистам. Ежедневные упражнения в пении: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2014. 48 с.

9. Штокхаузен Ю. Вокальная школа: СПб.: Планета музыки, 2021. 172 с.

10. Делле Седие Э. Вокальное искусство: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2015. 173 с.

11. Маркези М. Десять уроков пения: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2015. 224 с.

12. Леман Л. Мое искусство петь: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2014. 240 с.

13. Кроуэст Ф.Д. Советы певцам: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2020. 76 с.

14. Ламперти Д.Б. Техника бельканто. СПб.: Планета музыки, 2013. 48 с.

15. Сэнтли Ч. Искусство пения и вокальной декламации: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2019. 92 с.

16. Хаслам У. Стиль вокального исполнительства: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2021. 112 с.

17. Сильва Д. Советы начинающим певцам: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2020. 56 с.

18. Тетраццини Л. Как правильно петь: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2021. 204 с.

19. Хочу стать оперным певцом. Диалоги о карьере. Сергеева Е. А. СПб.: Планета музыки, 2022. 184 с.

20. Багадуров В. А. Очерки по истории вокальной методологии: уч. пос.: в 3 ч. СПб.: Планета музыки, 2020. Ч. 2. 474 с.

21. Бакланова Н. К. Профессиональное мастерство специалиста культуры: уч. пос. М.: МГУКИ, 2003. 222 с.

22. Вознесенская М. С. Вокальное искусство: уч.-метод. пос. / М. С. Вознесенская, Г. Г. Беднарская, М. Г. Ахмедова, Э. А. Ахмедов. Новосибирск. Новосибирск. гос. пед. ун-т, 2021. 321 с.

23. Назаренко И. К. Искусство пения: Очерки и материалы по истории, теории и практике художественного пения: хрестоматия. М.: Музгиз, 1963. 512 с.

24. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: Музыка, 1989. 140 с.

25. Скребков С. С. Художественные принципы музыкальных стилей: уч. пос. СПб.: Планета музыки, 2021. 448 с.

26. Трифонова И. А. Академическое вокальное искусство как социокультурный феномен: автореф. … дис. канд. филос. Наук. Тюмень, 2011. 21 с.

27. Цыпин Г. М. Музыкальная педагогика и исполнительство: уч. пос. М.: Прометей, 2011. 404 с.

28. Ярославцева Л. К. Опера. Певцы. Вокальные школы Италии, Франции, Германии XVII–ХХ веков: уч. пос. М.: Золотое Руно, 2004. 200 с.

29. Аллегри Р. Звезды мировой оперной сцены рассказывают. Цена успеха. СПб.: Планета музыки, 2022. 330 с.

30. Бабалова М. М. Оперные звезды крупным планом. М.: Аграф, 2018. 430 с.

31. Дмитриев Л. Б. Солисты театра Ла Скала о вокальном искусстве: Диалоги о технике пения. М.: Музыка, 2007. 188 с.

32. Парин А. В. Басни соловьев: беседы с музыкантами. М.: Аграф, 2014. 665 с.


Рецензия

Для цитирования:


Орлова Н.Х., Сергеева Е.А. Некоторые условия формирования профессионального оперного певца: от педагогики прошлого к требованиям современности. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(4):50-66.

For citation:


Orlova N.Kh., Sergeeva E.A. Some conditions for the formation of a professional opera singer: Аrom the pedagogy of the past to the requirements of the present. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(4):50-66. (In Russ.)

Просмотров: 178


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)