Речевой экспрессионизм в фильме Н. Экка «Путевка в жизнь»
Аннотация
В статье подробно исследуется актерская речь в первом советском звуковом игровом фильме «Путевка в жизнь» (1931) средствами слухового и инструментального анализа. Изучается связь поэтики фильма с традицией киноэкспрессионизма. Речевая партитура фильма Н. Экка рассматривается как уникальное воплощение принципов непрямого, контрапунктического использования звука в кинематографе, заявленных в конце 1920-х годов советскими кинематографистами. В процессе исследования выявлены такие выразительные средства речевой фонограммы, как асинхронность звучания, эмоциональные речевые мазки, реплики-титры, речевые события, звуковой рой и др. В заключении делается вывод о решающей роли, которую сыграл художественный замысел режиссера в формировании речевой партитуры фильма, и об особом месте, которое занимает экспериментальная картина Н. Экка в истории отечественного кинематографа.
Ключевые слова
Об авторе
Д. В. БлюдовРоссия
Блюдов Д. В. — аспирант, преподаватель кафедры сценической речи
ул. Моховая, д. 34, Санкт-Петербург, 191028
Список литературы
1. Соколов И. Как сделаны звуковые фильмы. М.: Теакинопечать, 1930. 31 с.
2. Булгакова О. Голос как культурный феномен. М.: Новое литературное обозрение, 2015. 568 с.
3. Эйзенштейн С. М. За кадром. Ключевые работы по теории кино: сборник. М.: Гаудеамус: Академический проект, 2016. 727 с.
4. Пудовкин В. И. Собрание сочинений: в 3 т. М.: Искусство, 1974. Т. 1: О киносценарии. Кинорежиссура. Мастерство киноактера / сост. и авт. примечаний Т. Запасник, А. Петрович. 1974. 440 с.
5. Пиотровский А. И. Тонфильма в порядке дня // Пиотровский А. И. Театр. Кино. Жизнь. Л.: Искусство, Ленинградское отделение, 1969. С. 229–232.
6. Трахтенберг Л. С. Мастерство звукооператора. М.: Искусство, 1972. 192 с.
7. Козлов Л. К. Изображение и образ: Очерки по исторической поэтике советского кино. М.: Искусство, 1980. 288 с.
8. Гюнтер Х., Хэнсген С. Введение / Советская власть и медиа: сборник статей / под общ. ред. Х. Гюнтер и С. Хэнсген. СПб.: Академический проект, 2006. С. 5–13.
9. Янушкевич Р. Великий немой заговорил. Фрагменты воспоминаний // Киноведческие записки. 2011. № 98. С. 52–65.
10. Февральский А. В. Пути к синтезу. Мейерхольд и кино. М.: Искусство, 1978. 240 с.
11. Блюдов Д. В. «Откуда, кто они...»: о первых звучащих словах в советском кино // Феномен актера: профессия, философия, эстетика: материалы пятнадцатой всероссийской научной конференции аспирантов, магистрантов и стажеров. 5 окт. 2022 г. / ред.-сост. Ю. А. Васильев. СПб.: Изд-во РГИСИ, 2023. С. 34–43.
12. Кагановская Л. Голос техники: Переход советского кино к звуку 1928–1935. СПб.: Academic Studies Press; Библиороссика, 2021. 319 с.
13. Марголит Е. Я. Проблема многоязычия в раннем советском звуковом кино (1930– 1935) // Советская власть и медиа: сборник статей / под общ. ред. Х. Гэнтер и С. Хэнсген. СПб.: Академический проект, 2006. С. 378–386.
14. Иоффе И. И. Избранное: 1920–30-е гг.: из книг: «Культура и стиль», «Синтетическая теория искусств», «Синтетическое изучение искусства и звуковое кино». СПб.: Петрополис, 2006. 517 с.
15. Марголит Е., Филимонов В. Происхождение героя («Путёвка в жизнь» и язык народной культуры) // Киноведческие записки. 1991. № 12. С. 74–98.
16. Долар М. Голос и ничего больше. СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2018. 380 с.
17. Юренев Р. Н. Краткая история советского кино. М.: Союз кинематографистов СССР; Бюро пропаганды советского киноискусства, 1979. 232 с.
18. Познин В. Ф. Экранное пространство и время. Структурно-типологический и перцептуальный аспекты. СПб.: Петрополис; Российский институт истории искусств. 388 с.
19. Гуревич С. Метаморфозы звука // Современный экран. Теория. Методология. Процесс: сборник научных трудов / сост. и отв. редактор Р. Д. Копылова. СПб., 1992. С. 24–38.
20. Рясов А. Едва слышный гул. Введение в философию звука. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 184 с.
21. Шумяцкий Б. З. Кинематография миллионов: опыт анализа. М.: Кинофотоиздат, 1935. 377 с.
Рецензия
Для цитирования:
Блюдов Д.В. Речевой экспрессионизм в фильме Н. Экка «Путевка в жизнь». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(3):89-105.
For citation:
Bliudov D.V. Speech expressionism in N. Ekk’s film The Road to Life. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(3):89-105. (In Russ.)