Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Анализ стратегий применения медиатехнологии в хореографии методом систематического обзора литературы

Аннотация

В наши дни тренд на медиатизацию художественного инструментария характерен для разных видов искусства, в том числе для искусства хореографии. Это выражено в расширении спектра постановочных средств, куда включаются и медиатехнологии. Постоянное совершенствование медиатехнологий и постепенный рост их доступности для практиков порождают проблему поиска адекватных стратегий работы с ними. Статья посвящена обзору представленных в теоретических исследованиях стратегий работы с медиатехнологиями в хореографии и преследует цель выявить наиболее распространенные художественные стратегии. По итогам систематического обзора литературы показано, что в силу своей гибкости медиатехнологии востребованы как интермедиальными художественными практиками, так и в театральных постановках. Выявлено, что большинство исследований сфокусированы на способах использования медиа с установкой на интерактивность и процессуальность. Принципы и цели интеграции медиатехнологий в сценические формы хореографии с позиции драматургической целесообразности в рассмотренных источниках, за редким исключением, не затрагиваются. Проведенный обзор подтверждает недостаточную изученность проблемы применения медиатехнологий при разработке и реализации именно режиссерско-хореографического замысла и намечает направления дальнейших исследований.

Об авторе

О. В. Грызунова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

канд. искусствоведения, доц.

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Манович Л. Язык новых медиа. М.: Ад Маргинем Пресс, 2018. 399 с.

2. Манович Л. Теории софт-культуры. Нижний Новгород: Красная ласточка, 2017. 208 с.

3. Югай И. И. Основные этапы освоения медиатехнологий искусством // Вопросы культурологии. 2013. № 4. С. 18–22.

4. Югай И. И. Медиа-арт: предпосылки возникновения, художественные основания: монография. СПб.: СПб. гуманитарн. ун-т профсоюзов, 2013. 216 с.

5. Югай И. И. Медиа искусство: истоки, специфика, художественные стратегии: дис. ... д-ра искусствоведения. СПб. 2018. 341 с.

6. Меньшиков Л. А. Искусство как антиискусство: Теория и практика флюксусдвижения в акционизме 1960–1970-х годов. СПб.: Академия Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2019. 500 с.

7. Dixon S. Digital performance: a history of new media in theater, dance, performance art, and installation. Cambridge, Massachusetts; London, England: The MIT Press, 2007. 809 p.

8. Broadhurst S. Digital practices: aesthetic and neuroesthetic approaches to performance and technology. Houndmills; New York: Palgrave Macmillan, 2009. 220 p.

9. Birringer J. Dance and Media Technologies // PAJ: A Journal of Performance and Art. 2002. Vol. 24. № 1. P. 84–93.

10. Brannigan E. Dancefilm: Choreography and the Moving Image. United States: Oxford University Press, USA. 2011. 240 p.

11. Summers E. Infinite choices: Improvisation in Choreography & Filmmaking // Breder H., Busse K. P. Intermedia: enacting the liminal. BoD–Books on Demand, 2005. Vol. 1. P. 197–202.

12. Rosenberg D. The Oxford Handbook of Screendance Studies. Oxford University Press, 2016. 816 p.

13. Screendance: The State of the Art Conference Proceedings / trans. Richie (Durham, NC: American Dance Festival, Duke University, July 6–9, 2006).

14. Олещенко Е. А. Отношения тела и пространства в цифровой реальности (на примере 3D хореографических фильмов) // Вестник Академии Рус. балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 1. С. 141–159.

15. Шульц Д. В. Современный танец в цифровом пространстве: кинотанец в условиях пандемии COVID-19 // Гуманитарный вектор. 2021. Т. 16. № 2. С. 97–102. DOI: http://doi.org/10.21209/1996-7853-2021-16-2-97-102

16. Boucher M. Virtual dance and motion-capture // FormaMente: Rivista internazionale di ricerca sul futuro digitale. 2011. Vol. 6. № 1–2. P. 53–78.

17. Gündüz Z. Digital Dance: Encounters between Media Technologies and the Dancing Body // Frontiers of cyberspace. Amsterdam; New York; Rodopi, 2012. P. 309–333.

18. Jürgens S. Transmedia Choreography: Integrating Multimodal Video Annotation in the Creative Process of a Social Robotics Performance Piece // Body, Space & Technology. 2014. № 13. DOI: http://doi.org/10.16995/bst.44

19. Obermaier K. Interactivity in Stage Performances // Interface Cultures: Artistic Aspects of Interaction. Bielefeld: Verlag, 2008. P. 257–264.

20. DeLahunta S. Blurring the Boundaries: Interactions between Choreography, Dance and New Media Technologies // Interface Cultures: Artistic Aspects of Interaction. Bielefeld: Verlag, 2008. Pp. 225–235. DOI: http://doi.org/10.1515/9783839408841-021

21. Пол К. Цифровое искусство. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. 272 с.

22. Raikes H. Corpus Corvus: Stereoscopic 3d mixed reality dance performance // International Journal of Art, Culture, Design, and Technology (IJACDT). 2011. Vol. 1. № 2. С. 44–58. DOI: http://doi.org/10.4018/ijacdt.2011070105

23. Shanken E. A. Art and electronic media. London, UK: Phaidon, 2009. 304 p.

24. Kepner L. S. Dance and digital media: Troika Ranch and the art of technology //Digital Creativity. 1997. Vol. 8. № 1. P. 11–19. DOI: https://doi.org/10.1080/09579139708567069

25. Ting Y. W., Lin P. H., Lin C. L. The Transformation and Application of Virtual and Reality in Creative Teaching: A New Interpretation of the Triadic Ballet // Education Sciences. 2023. Vol. 13. № 1. P. 61. DOI: https://doi.org/10.3390/educsci13010061

26. Девятова О. Л., Пичуева А. А. Танцевальная культура в цифровую эпоху // Обсерватория культуры. 2022. Т. 19. № 4. С. 372–380. DOI: https://doi.org/10.25281/2072-3156-2022-19-4-372-380

27. Емлина Д. И. Видеомэппинг в пластическом театре // Современный танец: дискурс и практики: сб. ст. Екатеринбург: Гуманитарн. ун-т, 2017. С. 41–57.

28. Югай И. И. Медиатехнологии в искусстве танца // Современное искусство в контексте глобализации: наука, образование, художественный рынок: XI Всерос. науч.-практ. конф., 12 февраля 2021 г. СПб.: СПбГУП, 2021. С. 27–30.

29. Пичуева А. А. Синтез танца и компьютерных технологий как новое явление медиакультуры (на примере спектакля «Сны спящей красавицы») // Медиакультура и медиаобразование: реалии и перспективы: материалы Межвузовского научного семинара молодых ученых / под ред. Н.Б. Кирилловой, И.Я. Мурзиной [и др.]. Екатеринбург: Институт образовательных стратегий, 2019. С. 83–87.

30. Савостьянова Ю. С. Импровизация в хореографических VR-экспериментах // Вестник Академии Рус. балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 6. С. 19–28.

31. Грызунова О. В. Роль медиатехнологий в спектаклях Иржи Килиана «Боги и собаки» и «Исчезающий близнец» // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 4 (49). С. 47–57. DOI: https://doi.org/10.52173/2079-1100_2022_4_47

32. Грибов С. С. Генеративные стратегии исполнения и документирования танцевального перформанса // Международный журнал исследований культуры. 2022. № 3 (48). С. 63–75. DOI: https://doi.org/10.52173/2079-1100_2022_3_63

33. Грибов С. С. Медиа-перформанс и современный танец в междисциплинарных художественных практиках // Актуальные вопросы теории и практики хореографического искусства: мат-лы I Всерос. науч.-практ. конф. 01–03 апреля 2022 года. Барнаул: Алтай. гос. ин-т культ., 2022. C. 92–94.

34. Грибов С. С. Реальное и виртуальное тело в цифровом перформансе // Язык- Музыка-Жест: информационные перекрестки (LMGIC-2021) : Мат-лы Международ. конф. 19–21 апреля 2021 г. СПб.: Скифия-принт. С. 94–95.

35. Грызунова О. В., Петухов Ю. Н. Понятие компьютерной хореографии и современные направления компьютеризации постановочного процесса // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2022. № 6. С. 6–18.

36. Деникин А. А. Мультимедиа и искусство: от мифов к реалиям // Художественная культура. 2014. № 3 (12). С. 4.


Рецензия

Для цитирования:


Грызунова О.В. Анализ стратегий применения медиатехнологии в хореографии методом систематического обзора литературы. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(2):20-32.

For citation:


Gryzunova O.V. Analysis of strategies for the use of media technologies in choreography by a systematic literature review. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(2):20-32. (In Russ.)

Просмотров: 259


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)