Звучащие тела: аудиальные аспекты современного танца
Аннотация
Статья посвящена аудиальным аспектам художественных практик современного танца, таким как создание живого и электронного звука, использование голоса, речи и вербального выражения в танцевальных произведениях. В статье обозначается ряд ключевых моментов истории отношений танцующего тела и звука в современном танце с начала ХХ века. Автор статьи уделяет внимание некоторым зарубежным исследованиям роли и значения звука в современном танце и хореографии. С целью проанализировать использование звука и вербального выражения на локальной танцевальной сцене в статье рассматриваются произведения российских хореографов Александра Кукина, Михаила Иванова и Нины Гастевой, Евгении Андриановой. Автор приходит к следующим выводам: источником практик работы со звуком в современном танце являются внимание к телу и эмансипация тела, движения и танца; работа с аудиальным измерением в танцевальных произведениях расширяет границы телесности и создает условия для генерирования сложных смыслов.
Об авторе
М. Ю. ПоповаРоссия
аспирант кафедры русского театра
ул. Моховая, д. 34, Санкт-Петербург, 191028
Список литературы
1. Леман Х.-Т. Постдраматический театр. М.: ABCdesign, 2013. 312 с.
2. Кокс К. Звуковой поток. Звук, искусство, метафизика. М.: Новое литературное обозрение, 2022. 304 с.
3. Шион М. Звук: слушать, слышать, наблюдать. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 312 с.
4. Kunst B. The voice of the dancing body [Электронный ресурс]. URL: https://kunstbody.wordpress.com/2009/03/20/the-voice-of-the-dancing-body/ (дата обращения: 25.08.2022).
5. Сюке А. Память материи // История тела: в 3 т. / под ред. Корбен А., Куртин Ж.-Ж., Вигарелло Ж. М.: Новое литературное обозрение, 2016. Т. 3: Перемена взгляда: ХХ век. 664 с.
6. Maletic V. Body − space – expression: the development of Rudolf Laban’s movement and dance concepts. Berlin, New York, Amsterdam: Mouton de Gruyter, 1987. 264 p.
7. Хамфри Д. Искусство сочинять танец. Эмансипация спящей красавицы. М.: Арт-Гид, 2019. 192 с.
8. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: «Play & Play»; Канон+, 2015. 376 с.
9. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 2014. 320 с.
10. Костелянец Р. Разговоры с Кейджем. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 400 с.
11. Каннингем М. Гладкий, потому что неровный… М.: Арт Гид: Музей современного искусства «Гараж», 2019. 240 с.
12. Росс А. Дальше — шум. Слушая ХХ век. М.: АСТ: CORPUS, 2015. 560 с.
13. Бейнс С. Терпсихора в кроссовках. Танец постмодерн. М: Арт-Гид, 2018. 312 с.
14. Banes S. Writing dancing in the age of postmodernism. Hanover: Wesleyan University Press, University Press of New England, 1984. 428 p.
15. Vass-Rhee F. Auditory turn: William Forsythe’s vocal choreography // Dance Chronicle, 2010. Vol. № 33. P. 388–413.
16. Noise & Silence, GroupGravity & Iguan Dance Theatre St. Petersburg [Электронный ресурс]. URL: http://richard-deutsch.com/?page_id=1035 (дата обращения: 10.11.2022).
17. Эльзессер Т., Хагенер М. Теория кино. Глаз, эмоции, тело. СПб.: Сеанс, 2018. 440 с.
18. Гордеева Т. В. «Мышечное связывание» в истории современного танца: от режима массовости к режиму коллективности // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2016. № 6. С. 59−68.
Рецензия
Для цитирования:
Попова М.Ю. Звучащие тела: аудиальные аспекты современного танца. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2023;(1):117-131.
For citation:
Popova M.Yu. Sounding bodies: Auditory aspects of contemporary dance. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2023;(1):117-131. (In Russ.)