Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

К истории имен действующих лиц балета Ф. Яруллина «Шурале»

Аннотация

Балет Ф. Яруллина «Шурале» является одним из самых известных балетов, созданных композиторами национальных республик Советского Союза. В центре внимания исследователей традиционно оказываются музыкальные, хореографические, сценографические решения, в то время как история смены названия произведения и имен главных действующих лиц остается за пределами внимания. Между тем архивные материалы позволяют утверждать, что в процессе подготовки и первых лет постановки спектакля смена имен рассматривалась как важная задача, которая обсуждалась с привлечением круга экспертов, а сами имена и их значение оценивались как элемент культурной политики в рамках идеи единства многонационального советского народа.

Об авторе

О. С. Сапанжа
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

д-р культурологии, проф.

SPIN-код: 6063-7030

AuthorID: 429499

наб. Мойки, 48, Санкт-Петербург, 191186



Список литературы

1. Дулат-Алеев В. Р. Фарид Яруллин и татарская музыка в межкультурной коммуникации // Tatarica. № 2 (3). 2014. С. 174–184.

2. Советские балеты. Краткое содержание / Сост. А. М. Гольцман. М.: Советский композитор, 1984. 320 с.

3. Донина Л. Н., Давлетьянова Г. Р., Такташ Р. И. Формирование сценических традиций национального балета как отражение идентичности татар: на примере балета Ф. Яруллина «Шурале» // Развитие современной науки: теоретические и прикладные аспекты. 2017. № 21. С. 90–95.

4. Али-Батыр. Новый балет в Театре оперы и балета имени С. М. Кирова // Ленинградская правда. 27 июня 1950.

5. Сапанжа О. С., Иванова Е. В., Баландина Н. А. Советский балет в фарфоровой пластике Владимира Сычева (Ленинградский завод фарфоровых изделий) // Новое искусствознание. История, теория и философия искусства. 2020. № 1. С. 50.

6. Садыкова А. А. Балет Ф. Яруллина «Шурале» как образец татарского национального спектакля в хореографическом прочтении Даурена Абирова // Наука, новые технологии и инновации Кыргызстана. 2018. № 11. С. 127–132.

7. Репертуарный планы театра на 1949 и 1950 гг. // ЦГАЛИ СПб. Ф. 337. Оп. 1. Д. 440.

8. Сметы на новые постановки // ЦГАЛИ СПб. Ф. 337. Оп. 1. Д. 458.

9. Резолюция производственного совещания от 11 апреля 1950 года. Материалы просмотров и обсуждений // ЦГАЛИ СПб. Ф. 87. Оп. 1. Д. 166. Л. 15.

10. Архив Л. В. Якобсона. Материалы творческой деятельности. Постановки балетов // ЦГАЛИ СПб. Ф. 87. Оп. 1. Ед. хр. 170.

11. Шурале (Али-Батыр). Редактор В. Богданов-Березовский. Л.: Государственное музыкальное издательство, 1953. 32 с.

12. Шурале. Дело об авторских правах либретто. 15 мая 1941–18 августа 1955 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 87. Оп. 1. Д. 163. 121 л.

13. Ленинградские театры. Еженедельные программы театров. № 36 (338). 11–18 октября 1954 года. 80 с.

14. Алмазова А. А. Об истории создания либретто балета «Шурале» // Габдулла Тукай и тюркский мир. Материалы международной конференции. Институт языка, литературы и искусства им. Г. Ибрагимова Академии наук Республики Татарстан / Сост.: Ф. Х. Миннуллина, А. Ф. Ганиева. Казань: Изд-во АН Республики Татарстан, 2016. С. 30–34.

15. «Шурале». Л. Якобсон. Либретто «Сказка о лешем и девушке-птице». Машинопись. 15.02.1941–10.11.1952 // ЦГАЛИ СПб. Ф. 87. Оп. 1. Д. 160. 12 л.

16. «Шурале» А. Файзи. Либретто // ЦГАЛИ СПб. Ф. 87. Оп. 1. Д. 161.

17. Шурале. Переписка с Институтом Востоковедения и др. об именах в балете // ЦГАЛИ СПб. Ф. 87. Оп. 1. Д. 168.

18. История Татарстана и татарского народа. 1917–2013. Казань: КФУ, 2014. 434 с.

19. Тихонов В. В. Советская историческая наука в условиях идеологических кампаний середины 1940-х – начала 1950-х гг. Дисс. … д–ра ист. наук. М. 2018. 686 с.

20. Габдрафикова Л. Р. Образ Сююмбике в татарской культуре начала ХХ века // Золотоордынское обозрение. 2020. № 8 (3). С. 613–623.


Рецензия

Для цитирования:


Сапанжа О.С. К истории имен действующих лиц балета Ф. Яруллина «Шурале». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2022;(2):24-37.

For citation:


Sapanzha O.S. Main characters in F. Yarullin’s ballet Shurale: The history of renaming. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2022;(2):24-37. (In Russ.)

Просмотров: 229


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)