Эстетика перформативности в спектакле Димитриса Папаиоанну «Первая материя»
Аннотация
В статье рассмотрены выразительные средства, используемые в постановке спектакля Димитриса Папаиоанну «Первая материя». Стремительное развитие перформативной эстетики в пространстве театрального искусства и обретение ею популярности у современных режиссеров рождают необходимость исследования очередной трансформации театра. На основе методологических принципов «Эстетики перформативности» Э. ФишерЛихте — фундаментального исследования перформанса в театральном искусстве — в контексте влияния перформативной эстетики на современное театральное искусство проведен анализ спектакля авангардного греческого режиссера Димитриса Папаиоанну «Первая материя».
Об авторе
Н. Е. БеляковРоссия
аспирант, преподаватель сценической пластики
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
ул. Чаплыгина, д. 20, стр. 1, Москва, 105062
SPIN-код: 2815-5489
Список литературы
1. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 320 с.
2. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов // Остин Дж. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 13–135.
3. Butler J. Performative Acts and Gender Constitution: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory // Theatre Journal. 1988. Vol. 40. No. 4. P. 519–531.
4. Mulvey L. Visual pleasure and narrative cinema // Screen journal. Oxford University Press. Vol. 16. No. 3. P. 6–18.
5. Ельшевская Г. Акции, перформансы, хеппенинги // Arzamas [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/1208 (дата обращения: 19.05.2021).
6. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Play&Play, Канон+, 2021. 376 с.
7. Алесенкова В. Н. Когнитивная теория постдраматического театра: монография. Саратов: Саратовская гос. конс. им. Л. В. Собинова, 2019. 246 с.
8. Булычева Д. Ф. Перформанс и хэппенинг как постмодернистские феномены постсоветской российской культуры: философский анализ. Автореф. дис. … канд. филос. наук. Астрахань, 2012. 24 с.
9. Кривцова Ю. В. Перформанс в пространстве современной культуры. Дис. … канд. искусствоведения. Ярославль, 2006. 189 с.
10. Меньшиков Л. А. Перфоманс как пародия // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 2. С. 113–129.
11. Choreographer’s cut. Dimitris Papaioannou: Interview // Dance Umbrella Digital [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5ltflp5_-p8 (дата обращения: 10.10.2021).
12. Primal Matter // Dimitris Papaioannou Official Web-site [Электронный̆ ресурс]. URL: http://www.dimitrispapaioannou.com/en/archive/26-productions/primal-matter/51-primal-matter (дата обращения: 01.11.2021).
13. Guatterini M. The body between sacred and profane // Il Sole 24 Ore [Электронный ресурс]. URL: http://www.dimitrispapaioannou.com/images/reviews/Primal-Matter-Marinella_Guatterini_il_Sole_24_Ore_-Eng-18Oct2015.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
14. Murphy S. A bit like spying on Dr Frankenstein’s laboratory and finding it has been taken over by Jacques Tati // London Dance [Электронный ресурс]. URL: http://londondance.com/articles/reviews/dimitris-papaioannou-andndash-primal-matterold-tr/ (дата обращения: 01.11.2021).
15. Roy S. The most unexpected and most effective pairing // The Dancing Times [Электронный ресурс]. URL: http://www.dimitrispapaioannou.com/images/reviews/Primal-Matter_Sanjoy-Roy_Dancing-Times_Eng_Dec1016.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
16. Lorenzo Parolin. A birthplace. A memory // Il Giornale di Vicenza [Электронный ресурс]. URL: http://www.dimitrispapaioannou.com/images/Reviews/Primal-Matter-Barbara-Codogno-Corriere-Del-Veneto-Eng_3Oct2015.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
17. A theatre of movement, rarefied, visionary // Danza&Danza — Choreographer of the Year Award 2015 for the works Primal Matter and Still Life [Электронный ресурс]. URL: https://www.danzaedanza.com/pub/docs/Premio_d&d_2015.pdf (дата обращения: 01.11.2021).
18. Dyck K.-V. An intricate mediation on parts and wholes, Eros and disability // Los Angeles Review of Books [Электронный ресурс]. URL: https://lareviewofbooks.org/article/forms-cosmopolitanism/ (дата обращения: 01.11.2021).
19. Lokke G. Minimalist, tranquil eroticism // Eye on the Arts [Электронный ресурс]. URL: http://www.eyeondance.org/arts/archives.cfm?id_journal_item=71F5047C-5056-8369-281F16B3CE484B60&category=5FA605C9-8888-46DF-992EB5F4AEACF582 (дата обращения: 01.11.2021).
20. Лебедев С. Ум, газ и совесть нашей эпохи // Петербургский театральный журнал [Электронный ресурс]. URL: https://ptj.spb.ru/blog/um-gaz-isovest-nashej-epoxi/(дата обращения: 01.11.2021).
21. Решетникова И. Ландшафт противоречивых смыслов // Диалог искусств [Электронный ресурс]. URL: https://di.mmoma.ru/news?mid=692&id=117 (дата обращения: 01.11.2021).
22. Матвиенко К. Ключевая задача театра — объяснять человеку устройство мира // Colta [Электронный ресурс]. URL: https://www.colta.ru/articles/theatre/17090-klyuchevaya-zadacha-teatra-ob-yasnyat-cheloveku-ustroystvo-mira (дата обращения: 01.11.2021).
23. Павлова А. Учиться понимать друг друга // Театрон [Электронный ресурс]. URL: http://teatron-journal.ru/2013/10/28/spectacles-drama-territiria-festival/ (дата обращения: 01.11.2021).
24. Бабушкина К. Димитрис Папаиоанну: «Зритель не должен понимать мои идеи» // The Village [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village.ru/weekend/weeknd-theatre/295244-intervyu-papaioannu (дата обращения: 01.11.2021).
25. Смирнова-Гриневич Н. Фестиваль NET. Откровения театральных перформансов // Story [Электронный ресурс]. URL: https://story.ru/recomendacii/teatr/festival-netotkroveniya-teatralnykh-performansov/ (дата обращения: 01.11.2021).
26. Фестиваль «TERRITORIЯ» представляет спектакль «Первая материя» // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20131004/967657417.html (дата обращения: 01.11.2021).
27. Шендерова А. Сам себе Пигмалион // Коммерсант [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2314872 (дата обращения: 01.11.2021).
28. Изнанка / Фестиваль-школа современного искусства TERRITOTIЯ [Электронный ресурс]. URL: https://mmoma.ru/events/festival_territoriya_v_mmoma/?p=9 (дата обращения: 31.10.2021).
29. Китнис Т. Р. Туринская плащаница // Большая российская энциклопедия: в 35 т. / Гл. ред. Ю. С. Осипов. Т. 32. М.: БРЭ, 2016. С. 534.
30. Контрапост // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. Т. 13. М.: Сов. энциклопедия, 1973. С. 66.
31. Беляков Н. Е. Творческий метод греческого режиссера Димитриса Папаиоанну // Художественные практики современного танца. Пространство телесного. СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2021. С. 5–19.
Рецензия
Для цитирования:
Беляков Н.Е. Эстетика перформативности в спектакле Димитриса Папаиоанну «Первая материя». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(6):157-172.
For citation:
Belyakov N.E. Aesthetics of performativity in the “First matter” by Dimitris Papayoannu. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(6):157-172. (In Russ.)