Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Эстетика перформативности в спектакле Димитриса Папаиоанну «Первая материя»

Аннотация

В статье рассмотрены выразительные средства, используемые в постановке спектакля Димитриса Папаиоанну «Первая материя». Стремительное развитие перформативной эстетики в пространстве театрального искусства и обретение ею популярности у современных режиссеров рождают необходимость исследования очередной трансформации театра. На основе методологических принципов «Эстетики перформативности» Э. ФишерЛихте — фундаментального исследования перформанса в театральном искусстве — в контексте влияния перформативной эстетики на современное театральное искусство проведен анализ спектакля авангардного греческого режиссера Димитриса Папаиоанну «Первая материя».

Об авторе

Н. Е. Беляков
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой; Московская театральная школа Олега Табакова
Россия

аспирант, преподаватель сценической пластики

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023

ул. Чаплыгина, д. 20, стр. 1, Москва, 105062

SPIN-код: 2815-5489



Список литературы

1. Голдберг Р. Искусство перформанса. От футуризма до наших дней. М.: Ад Маргинем Пресс, 2015. 320 с.

2. Остин Дж. Как производить действия при помощи слов // Остин Дж. Избранное. М.: Идея-Пресс, Дом интеллектуальной книги, 1999. С. 13–135.

3. Butler J. Performative Acts and Gender Constitution: An Essay in Phenomenology and Feminist Theory // Theatre Journal. 1988. Vol. 40. No. 4. P. 519–531.

4. Mulvey L. Visual pleasure and narrative cinema // Screen journal. Oxford University Press. Vol. 16. No. 3. P. 6–18.

5. Ельшевская Г. Акции, перформансы, хеппенинги // Arzamas [Электронный ресурс]. URL: https://arzamas.academy/materials/1208 (дата обращения: 19.05.2021).

6. Фишер-Лихте Э. Эстетика перформативности. М.: Play&Play, Канон+, 2021. 376 с.

7. Алесенкова В. Н. Когнитивная теория постдраматического театра: монография. Саратов: Саратовская гос. конс. им. Л. В. Собинова, 2019. 246 с.

8. Булычева Д. Ф. Перформанс и хэппенинг как постмодернистские феномены постсоветской российской культуры: философский анализ. Автореф. дис. … канд. филос. наук. Астрахань, 2012. 24 с.

9. Кривцова Ю. В. Перформанс в пространстве современной культуры. Дис. … канд. искусствоведения. Ярославль, 2006. 189 с.

10. Меньшиков Л. А. Перфоманс как пародия // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 2. С. 113–129.

11. Choreographer’s cut. Dimitris Papaioannou: Interview // Dance Umbrella Digital [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=5ltflp5_-p8 (дата обращения: 10.10.2021).

12. Primal Matter // Dimitris Papaioannou Official Web-site [Электронный̆ ресурс]. URL: http://www.dimitrispapaioannou.com/en/archive/26-productions/primal-matter/51-primal-matter (дата обращения: 01.11.2021).

13. Guatterini M. The body between sacred and profane // Il Sole 24 Ore [Электронный ресурс]. URL: http://www.dimitrispapaioannou.com/images/reviews/Primal-Matter-Marinella_Guatterini_il_Sole_24_Ore_-Eng-18Oct2015.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

14. Murphy S. A bit like spying on Dr Frankenstein’s laboratory and finding it has been taken over by Jacques Tati // London Dance [Электронный ресурс]. URL: http://londondance.com/articles/reviews/dimitris-papaioannou-andndash-primal-matterold-tr/ (дата обращения: 01.11.2021).

15. Roy S. The most unexpected and most effective pairing // The Dancing Times [Электронный ресурс]. URL: http://www.dimitrispapaioannou.com/images/reviews/Primal-Matter_Sanjoy-Roy_Dancing-Times_Eng_Dec1016.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

16. Lorenzo Parolin. A birthplace. A memory // Il Giornale di Vicenza [Электронный ресурс]. URL: http://www.dimitrispapaioannou.com/images/Reviews/Primal-Matter-Barbara-Codogno-Corriere-Del-Veneto-Eng_3Oct2015.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

17. A theatre of movement, rarefied, visionary // Danza&Danza — Choreographer of the Year Award 2015 for the works Primal Matter and Still Life [Электронный ресурс]. URL: https://www.danzaedanza.com/pub/docs/Premio_d&d_2015.pdf (дата обращения: 01.11.2021).

18. Dyck K.-V. An intricate mediation on parts and wholes, Eros and disability // Los Angeles Review of Books [Электронный ресурс]. URL: https://lareviewofbooks.org/article/forms-cosmopolitanism/ (дата обращения: 01.11.2021).

19. Lokke G. Minimalist, tranquil eroticism // Eye on the Arts [Электронный ресурс]. URL: http://www.eyeondance.org/arts/archives.cfm?id_journal_item=71F5047C-5056-8369-281F16B3CE484B60&category=5FA605C9-8888-46DF-992EB5F4AEACF582 (дата обращения: 01.11.2021).

20. Лебедев С. Ум, газ и совесть нашей эпохи // Петербургский театральный журнал [Электронный ресурс]. URL: https://ptj.spb.ru/blog/um-gaz-isovest-nashej-epoxi/(дата обращения: 01.11.2021).

21. Решетникова И. Ландшафт противоречивых смыслов // Диалог искусств [Электронный ресурс]. URL: https://di.mmoma.ru/news?mid=692&id=117 (дата обращения: 01.11.2021).

22. Матвиенко К. Ключевая задача театра — объяснять человеку устройство мира // Colta [Электронный ресурс]. URL: https://www.colta.ru/articles/theatre/17090-klyuchevaya-zadacha-teatra-ob-yasnyat-cheloveku-ustroystvo-mira (дата обращения: 01.11.2021).

23. Павлова А. Учиться понимать друг друга // Театрон [Электронный ресурс]. URL: http://teatron-journal.ru/2013/10/28/spectacles-drama-territiria-festival/ (дата обращения: 01.11.2021).

24. Бабушкина К. Димитрис Папаиоанну: «Зритель не должен понимать мои идеи» // The Village [Электронный ресурс]. URL: https://www.the-village.ru/weekend/weeknd-theatre/295244-intervyu-papaioannu (дата обращения: 01.11.2021).

25. Смирнова-Гриневич Н. Фестиваль NET. Откровения театральных перформансов // Story [Электронный ресурс]. URL: https://story.ru/recomendacii/teatr/festival-netotkroveniya-teatralnykh-performansov/ (дата обращения: 01.11.2021).

26. Фестиваль «TERRITORIЯ» представляет спектакль «Первая материя» // РИА Новости [Электронный ресурс]. URL: https://ria.ru/20131004/967657417.html (дата обращения: 01.11.2021).

27. Шендерова А. Сам себе Пигмалион // Коммерсант [Электронный ресурс]. URL: https://www.kommersant.ru/doc/2314872 (дата обращения: 01.11.2021).

28. Изнанка / Фестиваль-школа современного искусства TERRITOTIЯ [Электронный ресурс]. URL: https://mmoma.ru/events/festival_territoriya_v_mmoma/?p=9 (дата обращения: 31.10.2021).

29. Китнис Т. Р. Туринская плащаница // Большая российская энциклопедия: в 35 т. / Гл. ред. Ю. С. Осипов. Т. 32. М.: БРЭ, 2016. С. 534.

30. Контрапост // Большая советская энциклопедия: в 30 т. / Гл. ред. А. М. Прохоров. Т. 13. М.: Сов. энциклопедия, 1973. С. 66.

31. Беляков Н. Е. Творческий метод греческого режиссера Димитриса Папаиоанну // Художественные практики современного танца. Пространство телесного. СПб.: Академия Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2021. С. 5–19.


Рецензия

Для цитирования:


Беляков Н.Е. Эстетика перформативности в спектакле Димитриса Папаиоанну «Первая материя». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(6):157-172.

For citation:


Belyakov N.E. Aesthetics of performativity in the “First matter” by Dimitris Papayoannu. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(6):157-172. (In Russ.)

Просмотров: 273


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)