Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Внетелесная перформативность в опере Тода Маховера «Смерть и власть»

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена исследованию новых технологий в современном оперном театре, которые реализуются в творчестве композитора Тода Маховера в проекте Массачусетского технологического университета — опере «Смерь и Власть». Именно это сценическое произведение, получившее статус масштабного роботизированного шоу, является объектом исследования автора. Заявленное в названии статьи словосочетание «внетелесная перформативность» означает передачу физических сущностей актеров через эффект «отсутствующего присутствия», то есть создания ощущения присутствия актера на сцене в то время, когда его там нет. Статья основывается на междисциплинарном подходе, продиктованном сложностью предмета исследования. Автор приходит к выводу, что представленные в опере эффекты не являются принадлежностью чисто оформительской или режиссерской стороны спектакля; они существуют вместе с музыкой и текстом, образуя мощный органическиединый механизм.

Об авторе

В. С. Безменов
Московский гуманитарный университет; Продюсерский центр «Безменов»; Институт современного искусства
Россия

аспирант

ул. Юности, д. 5, Москва, 115395

Октябрьский пр-т д. 16, г. Владимир, 600000

ул. Новозаводская д. 27 а, Москва, 121309



Список литературы

1. Machover T. The Brain Opera and Active Music / G. Stocker, C. Schoepf (eds.) // Memesis: The Future of Evolution. Ars Electronica. 1996. Festival. Vienna: Springer, 1996. 602 р.

2. Machover T. Panel Discusses Robots, Opera, Death, and the Singularity [Электронный ресурс] URL: https://www.mccormick.northwestern.edu/news/articles/archive/2009-2012/article_852.html (дата обращения: 10.12.2020).

3. Machover T. Future Opera for Robots and People Too [Электронный ресурс] URL: https://www.bbvaopenmind.com/wp-content/uploads/2013/02/BBVA-OpenMind-Future-Opera-for-Robots-and-People-Too-Tod-Machover.pdf.pdf (дата обращения: 10.12.2020).

4. Torpey P.-A. Disembodied Performance Abstraction of Representation in Live Theater // Thesis. Media Arts University of Arizona. Tucson: University of Arizona Press, 2003. 168 p.

5. Krueger Myron W. Responsive environments [Электронный ресурс] URL: https://zeitkunst.org/media/pdf/Krueger1977.pdf (дата обращения: 10.12.2020).

6. Бизе П. «Откуда взялось это “взаимодействие?”»: Краткая история дизайна взаимодействия [Электронный ресурс] URL: https://ichi.pro/ru/otkuda-vzaloseto-vzaimodejstvie-kratkaa-istoria-dizajna-vzaimodejstvia-259263757257447 (дата обращения: 10.10.2021).

7. Маклюэн Г. М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / пер. с англ. В. Николаева. 2-е изд. М.: Гиперборея, Кучково поле, 2007. 464 с.

8. Blood A. J., Zatorre R. J., Bermudez P., Evans A. C. Emotional responses to pleasant and unpleasant music correlate with activity in paralimbic brain regions // Nature Neuroscience. 1999. № 2. Р. 382–387.

9. Брехт Б. Театр. Пьесы. Статьи. Высказывания: в 5 т. М.: Искусство, 1965. Т. 2. 266 с.


Рецензия

Для цитирования:


Безменов В.С. Внетелесная перформативность в опере Тода Маховера «Смерть и власть». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2021;(6):133-156.

For citation:


Bezmenov V.S. Out-of-body performativity in Tod Makhover’s opera “Death and Power”. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2021;(6):133-156. (In Russ.)

Просмотров: 21


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)