Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Основы теории музыкального знака (часть 2)

Полный текст:

Аннотация

В статье развиваются положения, изложенные в предыдущей работе автора (см.: «Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой», 2020, № 2). Уточняется понятие программности лирической музыки. Автором показано, что голос в музыке действует как персонаж. Программность рассматривается с точки зрения ситуации, в которой находится лирический герой. Анализируются различные средства, которыми может быть реализована программа музыкального произведения, в том числе: обозначение через жанр; условные знаки; звукоподражание; лейтмотив и цитата; музыкальная метафора и метонимия.

Об авторе

С. М. Мальцев
Санкт-Петербургская государственная консерватория им. Н. А. Римского-Корсакова
Россия

д-р искусствоведения, проф., Заслуженный деятель искусств РФ, 

ул. Глинки, д. 2, Санкт-Петербург, 219000



Список литературы

1. Чайковский П. И. Переписка с Н. Ф. фон Мекк. Т. 1: 1876-1878 / ред. И примеч. В. А. Жданова и Н. Т. Жегина. М.; Л.: Academia, 1934. xxvii, 643 с.

2. Шостакович Д. О времени и о себе: 1926–1975 / сост. М. Яковлев. М.: Сов. композитор, 1980. 375 с.

3. Walter J. G. Musikalisches Lexikon oder musikalische Bibliothek. Leipzig: Deer, 1732. 659 S.

4. Unger H. H. Die Beziehungen zwischen Musik und Rhetorik im 16.–18. Jahrhundert. Würzburg: Triltsch, 1941. 173 S.

5. Mattheson J. Der vollkommene Capellmeister. Hamburg: Christian Herold, 1739. 28, 484 S.

6. Форкель И. Н. О жизни, искусстве и о произведениях Иоганна Себастьяна Баха / пер. с нем. В. А. Ерохина; коммент. и послесловие Н. А. Копчевского. М.: Музыка, 1987. 111 с.

7. Walther J. G. Praecepta der musikalischen Composition (1708) / Herausgegeben von P. Benary. Leipzig: Breitkopf & Härtel, 1955. 212 S.

8. Музыкальная эстетика Западной Европы XVII–XVIII веков / сост. В. П.Шестаков. М.: Музыка, 1971. 688 с.

9. Dialogus // Grosses vollständiges Universal-Lexicon aller Wissenschaften und Künste / Hrsg. J. H. Zedler. Bd. 1-64. Leipzig-Halle: J. H. Zedler, 1732–1754. Bd. 7. S. 394.

10. Sorge G. A. Vorgemach der musikalischen Komposition. In 3 Teile. Lobenstein, 1745– 1747. 432 S. + Tabs.

11. Гретри А. Мемуары или очерки о музыке. Т 1. / пер., вступит. ст. и коммент. В. Грачева. М.–Л.: Музгиз, 1939. 264 с.

12. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книга вторая. Интонация. Л.–М.: Музгиз, 1947. 164 с.

13. Lippmann E. A. Symbolism in Music // The Musical Quarterly. 1953. Vol. 39. No. 4, Oct. P. 554-575.

14. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия. М.: Музыка, 1972. 383 с.

15. Сохор А. Н. Музыка как вид искусства. М.: Музыка, 1970. 192 с.

16. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 90–128.

17. Медушевский В. В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. М.: Музыка, 1976. 255 с.

18. Мазель Л. А. Строение музыкальных произведений. М.: Музыка, 1979. 534 с.

19. Гаспаров Б. М. Некоторые дескриптивные проблемы музыкальной семантики // Ученые записки Тартуского гос. ун-та. Вып. 411. Труды по знаковым системам VIII. Тарту: ТГУ, 1977. С. 120-137.

20. Heinrich Fr. Die Tonkunst in ihrem Verhältnis zum Ausdruck und zum Symbol // Zeitschrift für Musikwissenschaft. 8. Jahrg., 1925, Nov. S. 66–92.

21. Apel W. Die Notation der polyphonen Musik 900–1600. Leipzig : Breitkopf & Härtel, 1970. 528 S.

22. Eggebrecht H. H. Symbol // Riemann-Musiklexikon. 12 Auflage. [Bd. 3] Sachteil A-Z. Mainz: Schott, 1967. S. 921-923.

23. Лотман Ю. М. Символ в системе культуры // Символ в системе культуры: сб. ст. / ред. Ю. М. Лотман. Труды по знаковым системам. 21. Тарту: ТГУ, 1987. С. 10–21.

24. Eggebrecht H. H. Figuren, musikalisch-rhetorishe // Riemann-Musiklexikon. 12 Auflage. [Bd. 3] Sachteil A-Z. Mainz: Schott, 1967. S. 286–288.

25. Захарова О. И. Музыкальная риторика XVII – первой половины XVIII в. // Проблемы музыкальной науки. Вып. 3. М.: Сов. композитор, 1975. С. 345–378.

26. Герасимова-Персидская H. A. Партесный концерт в истории музыкальной культуры. М.: Музыка, 1983. 288 с.

27. Mattheson J. Das neu-eröffnete Orchestre. Hamburg: B. Schiller, 1713. 349 S.

28. Барсова И. Симфонии Густава Малера. М.: Сов. композитор, 1975. 495 с.

29. Eggebrecht H. H. Tonmalerei // Riemann-Musiklexikon, 12 Auflage. [Bd. 3] Sachteil A-Z. Mainz: Schott, 1967. S. 968–969.

30. Выражение эмоций у человека и животных // Дарвин Ч. Сочинения. Т 5. М.: Издво Акад. наук СССР, 1953. С. 659–922.

31. Brinkmann R. Leitmotiv // Riemann-Musiklexikon, 12 Auflage. [Bd. 3] Sachteil A-Z. Mainz: Schott, 1967. S. 512–513.

32. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М.: Музыка, 1969. 598 с.

33. Гаккель Л. Е. Фортепианная музыка ХХ века: Очерки. Л.–М.: Сов. композитор. Ленингр. отд., 1976. 296 с.

34. Сабанеев Л. Л. Ритм // Мелос: книги о музыке. Кн.1 /под ред. И. Глебова и П. П. Сувчинского. СПб.: [б. изд.], 1917. C. 35–72.

35. Schenk E. Zur musikalischen Rhetorik des «Fidelio» // Colloquium Music and Word. Brno, 1973. S. 239–242.

36. Данилевич Л. В. От Третьей симфонии к «Прометею» // А. Н. Скрябин : сб. ст.: к столетию со дня рождения (1872–1972). М.: Сов. композитор, 1973. С. 262–319.

37. Котлер Н. Р. Стилевые особенности творчества Скрябина на основе анализа его Четвертой сонаты // А. Н. Скрябин : сб. ст.: к столетию со дня рождения (1872– 1972). М.: Сов. композитор, 1973. С. 241–261.

38. Орлов Г. А. Древо музыки. СПб.: Сов. композитор. СПб. отд.; Вашингтон: Frager, 1992. [xv], 408 с.

39. Lissa Z. Ästhetische Funktionen des musikalisches Zitats // Die Musikforschung. 19. Jahrg. 1966. H. 4, Oktober/Dezember. S. 364–378.

40. Lissa Z. Aufsätze zur Musikästhetik. Berlin: Henschelverlag, 1969. 299 S.

41. Mayer G. Semiotik und Sprachgefüge der Kunst // Beiträge zur Musikwissentschaft. 1967. 9. Jg. Heft 2. S. 112–121.

42. Арановский М. Г. Мышление, язык, семантика // Проблемы музыкального мышления. М.: Музыка, 1974. С. 90–128.

43. Ручьевская Е. А. Функции музыкальной темы. Л.: Музыка, Ленинград. отд., 1977. 160 с.

44. Арановский М. Г. Пятнадцатая симфония Д. Шостаковича и некоторые вопросы музыкальной семантики // Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15. Л.: Музыка, 1977. С. 55-94.

45. Ульманн С. Семантические универсалии // Новое в лингвистике. Вып. V. М.: Прогресс, 1970. С. 250–299.

46. Корольков В. И. Метафора // Краткая литературная энциклопедия. Т. 4: Лакшин – Мураново. М.: Сов. энциклопедия, 1967. С. 794.

47. Шендельс Е. И. Грамматическая метафора // Филологические науки. 1972. № 3. С. 48–57.

48. Волков Н. Н. Мысли об искусстве. М.: Советский художник, 1973. 138 с.

49. Ельмслев Л. Пролегомены к теории языка // Новое в лингвистике. Вып. 1. М.: Изд-во иностр. лит., 1960. С. 264–389.

50. Барт Р. Основы семиологии // Структурализм: «за» и «против». М.:Прогресс, 1975. С. 114–163.

51. Мальцев С. М. Семантика музыки (семиотический взгляд) // Исследования, публицистика. К XX-летию кафедры критики. Сборник статей. СПб.: СПб гос. конс., 1997. С. 161–218.


Для цитирования:


Мальцев С.М. Основы теории музыкального знака (часть 2). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(3):186-210.

For citation:


Maltsev S.M. Fundamentals of the theory of musical sign (part 2). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(3):186-210. (In Russ.)

Просмотров: 22


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)