Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Опера и кинематограф: встреча в начале ХХ века («Пиковая дама», 1910)

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена кинофильму П. Чардынина «Пиковая дама», который был снят в 1910 году на основе либретто одноименной оперы П. И. Чайковского. Историки кино традиционно невысоко оценивают этот фильм, видя в нем только искажение замысла повести А. С. Пушкина. В своей статье автор сравнивает развитие сюжета фильма и оперы, сопоставляет использованные в этих произведениях костюмы и декорации, особое внимание уделяет танцам интермедии. Проведенный анализ фильма позволяет прийти к выводу, что фильм не просто использует либретто в качестве сценария, но и становится своего рода фиксацией постановки оперы в том виде, в каком она существовала в московском Большом театре в начале XX века. В конце статьи автор приходит к выводу, что изучение других подобных фильмов, созданных на основе оперного либретто, может дать новую информацию о постановках музыкального театра.м

Об авторе

А. П. Груцынова
Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского; Российский институт театрального искусства — ГИТИС
Россия

д-р искусствоведения, ул. Б. Никитская, д. 13 / 6, Москва,125009;

доц., Кисловский пер., д. 6 Москва, 125009



Список литературы

1. Гинзбург С. С. Кинематография дореволюционной России. М.: Аграф, 2007. 496 с.

2. Зайцева Л. А. Становление выразительности в российском дозвуковом кинематографе: монография. М.: ВГИК, 2013. 311 с.

3. Соболев Р. Люди и фильмы русского дореволюционного кино. М.: Искусство, 1961. 211 с.

4. Ханжонков А. А. Первые годы русской кинематографии: Воспоминания. М.; Л.: Искусство, 1937. 176 с.

5. Сине-фоно. 1910. № 2. С. 10. Цит. по: Великий Кинемо: Каталог сохранившихся игровых фильмов России (1908–1919). Каталог. М.: Новое литературное обозрение, 2002. С. 65.

6. Вишневский В. Художественные фильмы дореволюционной России (фильмографическое описание). М.: Госкиноиздат, 1945. 192 с.

7. «Пиковая дама» П. И. Чайковского: [либретто оперы] / ред. и вст. ст. О. Меликян. М.: Музгиз, 1956. 94 c.

8. Сергеева Т. «Пиковая дама»: что снится человеку... (Из опыта обращений русских режиссеров к пушкинской повести) / Киноведческие записки. 1999. № 42 [электронный ресурс] // URL: http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/793/ (дата обращения: 07.04.2020).

9. Ханжонков А. Дореволюционные инсценировки кинопроизведений А. С. Пушкина // Искусство кино. 1937. № 2. C. 39–41.

10. Эдуард Старк (Зигфрид). Сценическая история опер П. И. Чайковского вб.Мариинском театре // П.И.Чайковский на сцене театра оперы и балета имени С. М. Кирова (б. Мариинский). [Л.]: Издание ленинградского государственного ордена Ленина академического театра оперы и балета имени С. М. Кирова, 1941. С. 17–152.

11. Опера / Москва // Ежегодник императорских театров. Сезон 1891–1892. СПб. 1893. С. 221–234.

12. Балетмейстер Горский: Материалы. Воспоминания. Статьи. СПб: Дмитрий Буланин, 2000. 369 с.

13. Кшесинская М. Воспоминания. М.: Артист. Режиссер. Театр, 1992. 414 с.


Для цитирования:


Груцынова А.П. Опера и кинематограф: встреча в начале ХХ века («Пиковая дама», 1910). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(3):116-133.

For citation:


Grutsynova A.P. Opera and cinema: a meeting at the beginning of the 20th century (“The Queen of Spades”, 1910). Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(3):116-133. (In Russ.)

Просмотров: 12


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)