Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культуры российского казачества

Полный текст:

Аннотация

В последние десятилетия в Российской Федерации активно возрождается казачество как особый субэтнос со своей уникальной историей, традициями и культурой. Танец — это неотъемлемая часть казачьей культуры, он обладает особенностями, характерными для разных казачьих сообществ, населяющих различные территории нашей страны. Некоторое время тому назад традиционные казачьи танцы обрели жизнь на концертной и театральной сцене, определились традиции их профессионального исполнения. Изучение исторически сложившихся традиционных плясок казаков с особенностями их сценических форм, выделение присущей им хореографической лексики и основных приемов исполнения важны для сохранения танцевальной культуры казачества. Материалом для изучения являются танцевальные номера, входящие в современный репертуар крупнейших российских ансамблей народного танца, таких как Государственный театр танца «Казаки России» (г. Липецк), Красноярский государственный академический ансамбль танца Сибири имени М. С. Годенко и др. Концертные программы этих коллективов наиболее полно отражают все многообразие танцевальной культуры российского казачества. На основе изучения хореографического текста казачьих танцев выделены характерные особенности, присущие нескольким крупным казачьим группам: донским, лебедянским, кубанским казакам, а также казакам-некрасовцам.

Об авторе

С. В. Горбатов
Академия танца Бориса Эйфман; Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

преподаватель, ул. Б. Пушкарская, д. 14, лит. Б, Санкт-Петербург, 197198;

аспирант, ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Савельев Е. П. Древняя история казачества. Историческое исследование: в 4 ч. М: Вече, 2010. Т. 1. 480 с.

2. Соколова А. Н. Казачий танец как культурный феномен // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 191–196.

3. Генслер И. Г. Методика преподавания характерного танца: учеб. пос. СПб: Академия Рус. балета им. А. Я. Вагановой, 2011. 161 с.

4. Карпенко И. А., Ясько С. Н. Казачья традиционная танцевальная культура // Культура и время перемен. 2018. № 4 (23) [Электронный ресурс]. URL: https//timekguki.esrae.ru/39-394 (дата обращения: 15.01.2020).

5. Проценко Б. Н. Инициальные обряды как элемент духовной культуры донских казаков // Известия высших учебных заведений. Северо-кавказский регион. Общественные науки. 1996. № 1. [Электронный ресурс]. URL: https://elibrary.ru/contents.asp?id=34345805 (дата обращения: 14.01.2020).

6. Соколова А. Н. Кавказские танцы в традиционной культуре Кубани / Проблемы изучения и пропаганды казачьей культуры: материалы научно-практической конференции. Майкоп. 1998.С. 55–64.

7. Сень Д. В. «Войско Кубанское Игнатово Кавказское»: исторические пути казаковнекрасовцев. Краснодар: Изд-во КубГУ, 2001. 385 с.


Для цитирования:


Горбатов С.В. Многообразие и характерные особенности сценической танцевальной культуры российского казачества. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;(3):45-56.

For citation:


Gorbatov S.V. Diversity and characteristic features of the Russian Cossacks scenic dance culture. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;(3):45-56. (In Russ.)

Просмотров: 32


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)