Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Трансформация архетипического образа морской девы в сценических версиях балета «Ундина» Ц. Пуни – Ж. Перро

Аннотация

В статье рассматривается процесс постепенной трансформации образа главной героини балета «Ундина» Цезаря Пуни и Жюля Перро в лондонской, петергофской и петербургской постановках. Основным ракурсом такого анализа выступает соотнесенность тех или иных качеств Ундины / Наяды, акцентированных авторами в трех версиях балета, с основными чертами архетипического образа морской девы, завоевавшего особую популярность в эпоху Романтизма. Подчеркивается, что при очевидных переменах от версии к версии, Ундина / Наяда все же сохраняет основную характеристику морской девы — амбивалентность образа, выражаемую соответствующими драматургическими и музыкальными средствами.

Об авторе

Н. И. Верба
Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена
Россия

канд. искусствоведения

Наб. реки Мойки, д. 48, Санкт-Петербург, 191186



Список литературы

1. «Наяда и рыбак»: фантастический балет в трех действиях и пяти картинах; сочинение балетмейстера Перро, музыка Пуни (Бенефис г-жи Карлотты Гризи) // Пантеон. 1851. Т. I. Кн. 2. С. 9.

2. Крюкова О. С. Архетипический образ Италии в русской литературе XIX века: автореф. дис. … д-ра филол. наук. М. 2007. 44 с.

3. Пивнева Н. С. Архетипические образы в русской культуре: автореф. дис. … канд. филос. наук. Ростов-на-Дону. 2003. 24 с.

4. Верба Н. И. Сюжет о морской деве в музыкальной культуре XIX века // Музыкальная культура в теоретическом и прикладном измерении: сборник научных трудов. Кемерово: КемГУКИ, 2017. С. 47–53.

5. Верба Н. И. К проблеме пересечения архетипов сюжетов о морских девах с мировоззренческими константами эпохи романтизма // Общество. Среда. Развитие. 2012. № 2. С. 124–128.

6. Федорченко О. А. Творчество Жюля Перро в Петербурге (1848–1859): к проблеме формирования музыкально-хореографической структуры академического балета: дис. … канд. искусствоведения. СПб. 2006. 265 с.

7. Лабулэ Э. О духе верований в фей в Германии и Франции // Лабулэ Э. Арабские, турецкие, чешские и немецкие сказки: в 2 т. СПб.: Изд-во Н. И. Ламанского, тип. Г. Ф. Мюллера, 1869. Т. 2: Чешские и немецкие сказки. С. 126–133.

8. Шталь О. Введение // Фуке Фридрих де ла Мотт. Ундина: Рассказ Фридриха Де-ля-Мот Фуке, изданный для русских гимназий с присоединением введения, объяснений, примечаний и словаря О. Шталем, учителем Первой Московской гимназии: 2-е изд., испр. М.: Тип. В. Грачева и К°, 1866. С. 1–6.

9. Верба Н. И. Сюжеты о морских девах в культуре романтизма: к проблеме архетипов // Музыкальная культура глазами молодых ученых: Сб. науч. тр. СПб.: Астерион, 2010. Вып. 5. С. 32–50.

10. Мифологический словарь: Основные мифологические мотивы и термины / Ред. Е. М. Мелетинский. М.: Советская энциклопедия, 1991. 736 с.

11. Федорченко О. А. «Скажи, которая Ундина?..» // Петербургский театральный журнал. 2006. № 2 (44) [Электронный ресурс]. URL: http://ptj.spb.ru/archive/44/the-petersburg-prospect-44/skazhi-kotoraya-undina (дата обращения: 01.12.2019).

12. The Illustrated London News. 1843. July, 14.

13. Брант Л. Праздник в Петергофе // Северная пчела. — 1850. — 18 июля.

14. Верба Н. И. «Ундина»: от Фуке к Гофману. Опыт анализа феномена «архетип» (на примере образа главной героини) // Вестник Кемеровского государственного университета культуры и искусств. 2013. № 22/2. С. 124–138.

15. Верба Н. И. Архетипические образы «Ундины» А. Ф. Львова в «русалочьем» музыкальном контексте XIX века // Музыковедение. 2015. № 6. С. 25–42.

16. Верба Н. И. «Ундина» Альберта Лорцинга: к вопросу об основном образе оперы // Музыковедение. 2016. № 6. С. 9–15.

17. Верба Н. И. Волхова и Морская дева: специфика претворения архетипичного образа в опере «Садко» Н. А. Римского-Корсакова // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Сб. ст. по мат-лам VI Международ. науч.практ. конф. (4–6 дек. 2013 г.): в 2-х ч. СПб.: Изд-во РГПУ им. А. И. Герцена, 2014. Ч. 2. С. 17–39.

18. Верба Н. И. Образы «Майской ночи» Н. А. Римского-Корсакова в контексте проблем архетипичного и интертекстуального // Общество. Среда. Развитие. 2014. № 2. С. 117–124.

19. Верба Н. И. «Русалка» Дворжака в контексте оперных версий сюжета о морских девах // Музыкальное образование в современном мире. Диалог времен: Сб. ст. по мат-лам VI Международ. науч.-практ. конф. (25–27 ноября 2015 г.): в 2-х ч. СПб.: Скифия-принт, 2017. Вып. 8. Часть 2. С. 24–59.

20. Театральная хроника // Северная пчела. 1851. 9 февр. С. 2.

21. Театральная хроника // Отечественные записки. 1851. № 3-4. С. 68–69.

22. Радина М. «Наяда и рыбак» а-ля Петипа [Электронный ресурс]. URL: https://www.facebook.com/academyvaganova (дата обращения: 24.12.2019).

23. Ундина: анонс балета [Электронный ресурс]. URL: https://www.mariinsky.ru/playbill/playbill/2011/10/7/1_1900 (дата обращения: 24.12.2019).

24. Верба Н. И. Сюжет об Ундине в опере XIX века. Проблема архетипических образов: монография. СПб.: РГПУ им. А. И. Герцена, 2019. 220 с.

25. Ундина: Запись спектакля [Электронный ресурс]. URL: https://my.mail.ru/mail/viktorlaskin/video/760/47733.html (дата обращения: 24.12.2019).


Рецензия

Для цитирования:


Верба Н.И. Трансформация архетипического образа морской девы в сценических версиях балета «Ундина» Ц. Пуни – Ж. Перро. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2020;66(1):6-19.

For citation:


Verba N.I. The transformation of the archetypal image of sea maiden in various versions of the ballet Undine by Caesare Puni and Jules Perrault. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2020;66(1):6-19. (In Russ.)

Просмотров: 431


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)