Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Интермедиальные практики в теории акционистского искусства

Полный текст:

Аннотация

В статье рассматривается теория искусства интермедиа, разработанная на материале рождавшегося в 1960-е годы акционизма американским теоретиком и художником Ричардом (Диком) Хиггинсом. Прослеживаются истоки данной теории в практике авангардного искусства середины ХХ века и в социально-культурном контексте эпохи. Проявление синтетических тенденций в искусстве этого времени выражалось в иных формах, неизвестных ранее в художественной практике. Это требовало нового теоретического осмысления данной тенденции, которое было осуществлено в рамках неодадаистских манифестов. На основании анализа этих манифестов делаются выводы о специфике новых гибридов, возникавших в акционистских практиках. В результате обнаруживается связь трансгрессивности постмодернистского искусства и интермедиальных практик, которые через новые формы синтеза вели к возникновению неискусства как деятельности, разрушавшей границы художественного.

Об авторе

Л. А. Меньшиков
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Россия

канд. филос. наук, доц.

ул. Зодчего Росси, 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Young S. P. The Feminine Musique: Multimedia and Women Today and on Writing for Multimedia. Miami: Florida International University; Sabrina Pena Young; Lulu.com, 2009. 74 p.

2. Klemm D. E. Intermedial Being // Intermedia: Enacting the Liminal / Ed. H. Breder, K.P. Busse. Dortmund: Dortmunder Schriften zur Kunst, 2005. P. 67–78.

3. Lovink G. My First Recession: Critical Internet Culture in Transition. Rotterdam: V2_publishing, 2003. 296 p.

4. Hegarty P. Rumour and Radiation: Sound in Video Art. Bloomsbury; N. Y.; L.; New Delhi; Sydney: Bloomsbury Academic; Bloomsbury Publishing Inc., 2015. 205 p.

5. Youngblood G. Expanded Cinema / Introduction by R. Buckminster Fuller. N. Y.: A Dutton Paperback; P. Dutton & Co., 1970. 433 p.

6. Furuhata Y. Cinema of Actuality: Japanese Avant-Garde Filmmaking in the Season of Image Politics. Durham; L.: Duke University Press, 2013. 280 p.

7. Higgins D. Intermedia // Something Else Newsletter. 1966. Vol. 1. № 1 (February). P. 1–3.

8. Higgins D. Intermedia / D. Higgins, H. Higgins // Leonardo. 2001. Vol. 34. № 1. P. 49–54.

9. Gartner G. Piano album, short piano pieces, 1962–1984 by Dick Higgins: A D.I.Y. kit for creative people of the non-automaton kind. San Diego: University of California, 2009. 49 p.

10. Busse K.-P. Intermedia: The Aesthetic Experience of Cultural Interspaces // Intermedia: Enacting the Liminal / Ed. H. Breder, K.-P. Busse. Dortmund: Dortmunder Schriften zur Kunst, 2005. P. 262–271.

11. Higgins D. Horizons, the Poetics and Theory of the Intermedia. Carbondale: Southern Illinois University Press, 1984. 146 p.

12. Remes J. Motion[less] Pictures: The Cinema of Stasis. N. Y.: Columbia University Press, 2015. 202 p.

13. Banes S. Subversive Expectations: Performance Art and Paratheater in New York, 1976–1985. Ann Arbor: The University of Michigan Press, 1998. 297 p.

14. OuterSpeares: Shakespeare, Intermedia, and the Limits of Adaptation / Ed. by D. Fischlin. Toronto; Buffalo; L.: University of Toronto, 2014. 401 p.

15. At a Distance: Precursors to Art and Activism on the Internet / Ed. by A. Chandler and N. Neumark. Cambridge; L.: The MIT Press, 2005. 486 p.

16. Smith O. F. Dick Higgins, Fluxus, and Infinite Play: An «Amodernist» Worldview // From Diversion to Subversion: Games, Play, and Twentieth- century Art / Ed. D. Getsy. Pennsylvania: The Pennsylvania State University Press, 2011. P. 118–131.

17. Revich A. Fluxus Vision. Toronto: University of Toronto; Lulu.com, 2007. 116 p.

18. Higgins D. A Something Else Manifesto // Theories and Documents of Contemporary Art: A Sourcebook of Artists’ Writings / K. Stiles, P. H. Selz. Berkeley; Los Angeles; L.: University of California Press, 1996. P. 730.

19. Champion E. The Nonessentialist Essentialist Guide to Game // Travels in Intermedia[lity]: Reblurring the Boundaries / Ed. by B. Herzogenrath. Hanover: Dartmouth College Press, 2012. P. 192–210.

20. Ox J. Intersences / Intermedia: A Theoretical Perspective // Leonardo. 2001. Vol. 84. № 1. P. 47.


Для цитирования:


Меньшиков Л.А. Интермедиальные практики в теории акционистского искусства. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(6):115-129.

For citation:


Menshikov L.A. Intermedial practices in theory of action art. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(6):115-129. (In Russ.)

Просмотров: 75


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)