Мариус Петипа и Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж: Об истории сотрудничества
Аннотация
Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж (1799–1875) — французский драматург и директор парижского театра «Опера-Комик» Он также известен как составитель оперных и балетных либретто. Из-под его пера вышли программы таких прославленных романтических балетов: «Влюбленный дьявол», «Жизель», «Корсар». Именно с ним сотрудничал Мариус Петипа, составляя либретто к своему первому монументальному балету в России — «Дочь Фараона». Стремился ли именитый хореограф подчеркнуть французскую эстетику своих постановок, обращаясь за сочинением сценариев к известному драматургу? Статья предлагает рассмотреть этапы сотрудничества Петипа и Сен-Жоржа сквозь призму сочинения балетных сценариев и постановки балетных спектаклей в России.
Об авторе
Т. В. НикитинаФранция
Канд. филол. наук (славянские языки и культура)
Esplanade des Antilles, Пессак, Жиронда, Новая Аквитания
Список литературы
1. Laplace-Claverie Hélène. Écrire pour la danse. Les livrets de ballet de Théophile Gautier à Jean Cocteau (1870−1914). Paris: Honoré Champion («Romantisme et Modernités»), 2001. 761 p.
2. Marquié Hélène. Du notateur а l’auteur : être chorégraphe au XIXe siècle /A. Graceffa (éd.) // Vivre de son art. Histoire du statut de l’artiste, xve -xxie siècles. Paris, Hermann Éditeurs, 2012. 392 p.
3. Худеков С. История танцев: в 4 ч. Петроград: тип. «Петербургской газеты». 1913. Ч. IV. 1913–1918. 309 с.
4. Кони Ф. А. Балет в Санкт-Петербурге // Пантеон и репертуар русского театра. URL: http://ateatr.sptl.spb.ru/tp/journal-panteon/ (дата обращения: 01.10.2019).
5. Р. З. [Р. Зотов]. Большой театр // Северная пчела. 1842. № 291 (29 дек.). С. 1161-1162.
6. Feuilleton de la presse // La Presse. 1841. 5 juillet. P. 1-2.
7. Laplace-Claverie Hélène. De Marius Petipa à Vaslav Nijinski, le dialogue franco-russe vu à travers les livrets de ballet / Walter Zidariиet alt. // Interculturalité, intertextualité: les livrets d’opéra : fin xixe − début xxe siècle : colloque international. Nantes, Centre de recherches sur les identités nationales et l’interculturalité. 2003. 312. p.
8. Лешков Д. Мариус Петипа (1822–1910). К столетию его рождения. Петроград: Академ. театр, 1922. 71 с.
9. Письма Дюпора Л. к Де Люсэ; Мазилье Жозефа и Планкет к неустановленным лицам; Розатти Каролины директору театров Гранд Опера Руайе и Сен-Жоржу на французском языке. РГАЛИ. Ф. 1657. Оп. 3. Д. 161. Л. 6.
10. А. У. [Ушаков]. Новый балет // Голос. 1868. № 289 (19 окт.). С. 1.
11. Мариус Петипа // Мемуары Мариуса Петипа. СПб: Тип. Труд, 1906. 114 с.
12. Плещеев А. М. И. Петипа (1847-1907): к шестидесятилетию его службы на сцене императорских театров СПб.: Типография А. С. Суворина. 1907. 10 с.
13. Новый балет «Камарго» // Всемирная иллюстрация. 1873. № 211. С. 42.
Рецензия
Для цитирования:
Никитина Т.В. Мариус Петипа и Жюль-Анри Вернуа де Сен-Жорж: Об истории сотрудничества. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(5):38-49.
For citation:
Nikitina T.V. Marius Petipa and Jules-Henri Vernoy de Saint-Georges: The history of cooperation. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(5):38-49. (In Russ.)