От исполнительского к педагогическому мастерству (творчество Н. Л. Семизоровой)
Аннотация
В жизни каждой профессиональной балерины наступает переломный момент, когда заканчивается танцевальная карьера и предстоит уход с большой сцены. Но открывается другой, не менее значимый и ответственный, путь, новое русло хореографического творчества — преподавание, подготовка следующей плеяды артистов большого балета. Ярким примером такого мастерства является балетное творчество Н. Л. Семизоровой.
Блестящая артистическая карьера прима-балерины Большого театра сменилась педагогической деятельностью. Сегодня Народная артистка Российской Федерации, профессор кафедры хореографии Н. Л. Семизорова является одним из ведущих специалистов балетмейстерского факультета ГИТИСа по методике преподавания классического танца, а также театральным педагогом-репетитором Большого театра. Педагогический метод Н. Л. Семизоровой складывался в течение многих лет преподавательской и сценической работы. Ее учебные занятия являются образцом методической грамотности и педагогического мастерства. В настоящее время балерина развивает традиции Русской классической школы, сохраняя преемственность своих великих наставниц — Г. С. Улановой и М. Т. Семеновой.
В настоящей статье проанализированы показательные фрагменты занятий Н. Л. Семизоровой, дана характеристика учебного процесса и методов обучения в ее классе, отражены взгляды балерины на современный балет и процесс подготовки молодых специалистов.
Об авторе
А. А. РибельРоссия
Малый Кисловский пер., д. 6, Москва, 6125009
Список литературы
1. Коновалова Е. Нина Семизорова: В русском театральном искусстве главное — мысль // Вечерний Красноярск. 2012. № 48. С. 3–5 [Электронный ресурс]. URL: https://newslab.ru/article/351800 (дата обращения: 10.05.2019).
2. Володченков Р., Иноземцева Г. Нина Семизорова: ее уроки – откровение // Балет. 2008. № 1. С. 10−11.
3. Семизорова Н. Монологи о себе (в эфире 28.01.2011) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=2dpegquvgBQ (дата обращения: 15.05.2019).
4. Семизорова Н. Учитель — выдающаяся балерина М. Т. Семенова // Кафедра хореографии ГИТИСа. Методика преподавания хореографических дисциплин. М.: ГИТИС. 2003. Вып. 2. С. 56−59.
5. Мессерер А. Уроки классического танца. СПб.: Лань. 2004. С. 260−270.
6. Валукин Е. Комплексная система обучения мужскому классическому танцу // Проблемы наследия в хореографическом искусстве. М.: ГИТИС, 1992. С. 56−57.
7. Валукин М. Эволюция движений в мужском классическом танце. М.: ГИТИС, 2007. 248 c.
8. Галина У. Одиночество богини (опубликовано 12.02.2012). [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=4xOcWS45G8k (дата обращения: 26.04.2019).
9. Рибель А. А. Из интервью Семизоровой Н. Л. 19.05.2016: неопубликованный документ // Архив А. А. Рибель.
10. Рибель А. А. Из интервью Семизоровой Н. Л. 15.04.2017: неопубликованный документ // Архив А. А. Рибель.
11. Павленко С. Н. Семизорова: На балетной сцене все видно, как в зеркале // Красноярский рабочий. 1.08.2003. С. 6−7 [Электронный ресурс]. URL: http://www.krasrab.com/archive/2003/08/01/22/view_article (дата обращения: 25.04.2019).
12. Билет в Большой. Сюжет о Народной артистке России Нине Семизоровой (в эфире: 13.04.2012) [Электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=fzmYPZqqXko (дата обращения: 10.05.2019).
Рецензия
Для цитирования:
Рибель А.А. От исполнительского к педагогическому мастерству (творчество Н. Л. Семизоровой). Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(4):126-144.
For citation:
Ribel A.A. From executive to pedagogical skills (Nina Semizorova’s creative work. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(4):126-144. (In Russ.)