Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

О музыкальной деятельности выдающихся хореографов XIX века

https://doi.org/10.26294/ARB.2019.63.4.001

Аннотация

Статья посвящена рассмотрению различных сторон музыкальной деятельности выдающихся хореографов XIX века ‒ исполнительской, композиторской, редакторской, музыкально-организационной и т. д. Изучение и анализ особенностей музыкального творчества осуществляется в русле исторического, историко-типологического и интертекстуального методов исследования. Освещаются малоизвестные факты, касающиеся исполнительской и композиторской работы мастеров балетного искусства. Раскрываются характерные особенности методов подбора музыки и создания авторских музыкальных композиций, приемов музыкально-редакторской работы. Выявляются специфические особенности процесса музыкального взаимодействия хореографа и композитора в совместной работе над созданием партитуры балета. Исследуется роль и значение музыкальной деятельности хореографов в композиторском формировании образа балетного спектакля, становлении его музыкальной драматургии, формировании интертекстуальных свойств музыки балетов.

Об авторе

Г. А. Безуглая
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия

Кандидат искусствоведения, доцент

ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023



Список литературы

1. Фридеричиа А. Август Бурнонвиль. М.: Радуга, 1983. 272 с.

2. Saint-Léon A. La sténochorégraphie, ou L’art d’écrire promptement la danse / par Arthur Saint-Léon, Chez l ́Auteur et chez Brandus & Cie, Paris. 1852. 40 p. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k56841007/f112.image.texteImage (дата обращения: 06.05.2019).

3. Слонимский Ю. «Лебединое озеро» П. Чайковского. Л.: Гос. муз. изд-во, 1962. 79 с.

4. Петипа М. Мемуары. СПб.: Предприятие СПб. Союза Художников, 1996. 159 с.

5. Ильичева М. А. Неизвестный Петипа. Истоки творчества. СПб.: Композитор, 2015. 456 с.

6. Волынский А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца. Л.: Хореографический техникум, 1925. 325 с.

7. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Советская Россия, 1965. 227 с.

8. Letters from a Ballet-master. The Correspondence of Arthur Saint-Léon. Edited by Ivor Guest. Dance Horizonts, NY. 1981. 158 p.

9. Adam A. Revue musicale / Le Constitutionnel. 1849. № 22 URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k668458v/f2.item (дата обращения: 02.01.2019).

10. Penesco A. Portrait de l’artiste violoniste en virtuose. Dans Romantisme. 2005. N° 2 (128). P. 19-34. URL: https://www.cairn.info/revue-romantisme2005-2-page-19.htm#no37 (дата обращения: 10.05.2019).

11. Вазем Е. О. Записки балерины. СПб.: Лань, 2009. 448 с.

12. Walcer E. Discoveries and Improvements in Arts. Manufactures, Philosophical Magazine, Series 1 (1798–1826), volume 34 1809 URL: https://ia801902.us.archive.org/8/items/jstor-30073623/30073623.pdf (дата обращения: 16.05. 2019).

13. Prunières H. Salvatore Viganò // La Revue Musicale, 3/2 (December 1921), 1921, p. 71–94; «Salvatore Viganò», in «Le Ballet au xixe siècle», numéro spécial de la Revue musicale du 1er décembre 1921, Paris, Éditions de la Nouvelle Revue française, 1921, P. 135; 167-190. URL: http://obvil.sorbonne-universite.site/corpus/danse/prunieres_salvatore-vigano_1921 (дата обращения: 10.05.2019).

14. Кшесинская М. Воспоминания. М.: Центрполиграф, 2017. 416 с.

15. Ширяев А. В. Воспоминания. Статьи. Материалы. СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2018. 208 с.

16. Ertz M. Nineteenth-Century Italian ballet Music before National Unification: Sources, Style and Context. Phd. Dissertation: University of Oregon Graduate School, 2010, 627 p. URL:https://scholarsbank.uoregon.edu/xmlui/bitstream/handle/1794/11296/Ertz_Matilda_Ann_Butkas_phd2010su.pdf?sequence=1 (дата обращения: 20.05.2019).

17. Letellier R. I. The Ballets of Ludwig Minkus. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2008. 414 p.

18. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Предромантизм. Л.: Искусство, 1983. 432 с.

19. Чайковский П. И. О композиторском мастерстве: Избранные отрывки из писем и статей. М.: Музгиз, 1952. 156 с.

20. Дулова Е. Н. Балетный жанр как музыкальный феномен (Русская традиция конца XVIII – начала XX века). Минск: Четыре четверти, 1999. 378 с.

21. Безуглая Г. А. О драматургической роли цитат в музыке балетов первой половины XIX века: «Airs parlants» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 5 (58). С. 6−17.

22. Безуглая Г. А. О «чужих» текстах в балетных партитурах Чайковского // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. № 3 (56). С. 6–17.

23. Безуглая Г. А. Как услышать хореографию: «Музыкальный инципит» в искусстве балета // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 2 (60). С. 72–87.

24. Русский биографический словарь: Дабелов — Дядьковский Т. 6. / Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1905. 748 с.

25. Супрун А. Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. 1995. № 6. С. 17–29.


Рецензия

Для цитирования:


Безуглая Г.А. О музыкальной деятельности выдающихся хореографов XIX века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(4):6-24. https://doi.org/10.26294/ARB.2019.63.4.001

For citation:


Bezuglaia G.A. Musical activity of outstanding choreographers of the19th century. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(4):6-24. (In Russ.) https://doi.org/10.26294/ARB.2019.63.4.001

Просмотров: 445


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)