О музыкальной деятельности выдающихся хореографов XIX века
https://doi.org/10.26294/ARB.2019.63.4.001
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению различных сторон музыкальной деятельности выдающихся хореографов XIX века ‒ исполнительской, композиторской, редакторской, музыкально-организационной и т. д. Изучение и анализ особенностей музыкального творчества осуществляется в русле исторического, историко-типологического и интертекстуального методов исследования. Освещаются малоизвестные факты, касающиеся исполнительской и композиторской работы мастеров балетного искусства. Раскрываются характерные особенности методов подбора музыки и создания авторских музыкальных композиций, приемов музыкально-редакторской работы. Выявляются специфические особенности процесса музыкального взаимодействия хореографа и композитора в совместной работе над созданием партитуры балета. Исследуется роль и значение музыкальной деятельности хореографов в композиторском формировании образа балетного спектакля, становлении его музыкальной драматургии, формировании интертекстуальных свойств музыки балетов.
Об авторе
Г. А. БезуглаяРоссия
Кандидат искусствоведения, доцент
ул. Зодчего Росси, д. 2, Санкт-Петербург, 191023
Список литературы
1. Фридеричиа А. Август Бурнонвиль. М.: Радуга, 1983. 272 с.
2. Saint-Léon A. La sténochorégraphie, ou L’art d’écrire promptement la danse / par Arthur Saint-Léon, Chez l ́Auteur et chez Brandus & Cie, Paris. 1852. 40 p. URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k56841007/f112.image.texteImage (дата обращения: 06.05.2019).
3. Слонимский Ю. «Лебединое озеро» П. Чайковского. Л.: Гос. муз. изд-во, 1962. 79 с.
4. Петипа М. Мемуары. СПб.: Предприятие СПб. Союза Художников, 1996. 159 с.
5. Ильичева М. А. Неизвестный Петипа. Истоки творчества. СПб.: Композитор, 2015. 456 с.
6. Волынский А. Л. Книга ликований. Азбука классического танца. Л.: Хореографический техникум, 1925. 325 с.
7. Бахрушин Ю. А. История русского балета. М.: Советская Россия, 1965. 227 с.
8. Letters from a Ballet-master. The Correspondence of Arthur Saint-Léon. Edited by Ivor Guest. Dance Horizonts, NY. 1981. 158 p.
9. Adam A. Revue musicale / Le Constitutionnel. 1849. № 22 URL: https://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k668458v/f2.item (дата обращения: 02.01.2019).
10. Penesco A. Portrait de l’artiste violoniste en virtuose. Dans Romantisme. 2005. N° 2 (128). P. 19-34. URL: https://www.cairn.info/revue-romantisme2005-2-page-19.htm#no37 (дата обращения: 10.05.2019).
11. Вазем Е. О. Записки балерины. СПб.: Лань, 2009. 448 с.
12. Walcer E. Discoveries and Improvements in Arts. Manufactures, Philosophical Magazine, Series 1 (1798–1826), volume 34 1809 URL: https://ia801902.us.archive.org/8/items/jstor-30073623/30073623.pdf (дата обращения: 16.05. 2019).
13. Prunières H. Salvatore Viganò // La Revue Musicale, 3/2 (December 1921), 1921, p. 71–94; «Salvatore Viganò», in «Le Ballet au xixe siècle», numéro spécial de la Revue musicale du 1er décembre 1921, Paris, Éditions de la Nouvelle Revue française, 1921, P. 135; 167-190. URL: http://obvil.sorbonne-universite.site/corpus/danse/prunieres_salvatore-vigano_1921 (дата обращения: 10.05.2019).
14. Кшесинская М. Воспоминания. М.: Центрполиграф, 2017. 416 с.
15. Ширяев А. В. Воспоминания. Статьи. Материалы. СПб: Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, 2018. 208 с.
16. Ertz M. Nineteenth-Century Italian ballet Music before National Unification: Sources, Style and Context. Phd. Dissertation: University of Oregon Graduate School, 2010, 627 p. URL:https://scholarsbank.uoregon.edu/xmlui/bitstream/handle/1794/11296/Ertz_Matilda_Ann_Butkas_phd2010su.pdf?sequence=1 (дата обращения: 20.05.2019).
17. Letellier R. I. The Ballets of Ludwig Minkus. Newcastle: Cambridge Scholars Publishing, 2008. 414 p.
18. Красовская В. М. Западноевропейский балетный театр. Очерки истории. Предромантизм. Л.: Искусство, 1983. 432 с.
19. Чайковский П. И. О композиторском мастерстве: Избранные отрывки из писем и статей. М.: Музгиз, 1952. 156 с.
20. Дулова Е. Н. Балетный жанр как музыкальный феномен (Русская традиция конца XVIII – начала XX века). Минск: Четыре четверти, 1999. 378 с.
21. Безуглая Г. А. О драматургической роли цитат в музыке балетов первой половины XIX века: «Airs parlants» // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2018. № 5 (58). С. 6−17.
22. Безуглая Г. А. О «чужих» текстах в балетных партитурах Чайковского // Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018. № 3 (56). С. 6–17.
23. Безуглая Г. А. Как услышать хореографию: «Музыкальный инципит» в искусстве балета // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2019. № 2 (60). С. 72–87.
24. Русский биографический словарь: Дабелов — Дядьковский Т. 6. / Изд. под наблюдением председателя Императорского Русского Исторического Общества А. А. Половцова. СПб.: Тип. Товарищества «Общественная польза», 1905. 748 с.
25. Супрун А. Е. Текстовые реминисценции как языковое явление // Вопросы языкознания. 1995. № 6. С. 17–29.
Рецензия
Для цитирования:
Безуглая Г.А. О музыкальной деятельности выдающихся хореографов XIX века. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(4):6-24. https://doi.org/10.26294/ARB.2019.63.4.001
For citation:
Bezuglaia G.A. Musical activity of outstanding choreographers of the19th century. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(4):6-24. (In Russ.) https://doi.org/10.26294/ARB.2019.63.4.001