Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

О ФУГЕ В ПИСЬМАХ В. А. МОЦАРТА

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена особенностям специальной музыкальной терминологии в немецком эпистолярном тексте XVIII века, в частности, в письмах Вольфганга Амадея Моцарта. На примере использования термина «фуга» анализируется контекст упоминания данной музыкальной формы и ее интерпретация в письмах Моцарта. Эпистолярный материал композитора свидетельствует о том, что интерес Вольфганга Амадея к фуге возник не в ранний период жизни в Вене (знакомство с фугами И. С. Баха и Г. Ф. Генделя на собраниях барона ван Свитена), а значительно раньше и сохранялся на протяжении всей жизни. Термин «фуга» и связанная с ним лексика интерпретируется в данных эпистолярных текстах однозначно и не вызывает разночтений при переводе.

Об авторе

А. В. Бояркина
Санкт-Петербургский государственный университет
Россия
канд. филол. наук, доц.


Список литературы

1. Моцарт В. A. Избранная переписка. Период создания оперы «Идоменей», 1780−1781 / пер. с нем., вст. ст. и коммент. Е. Даттель. М.: Музгиз, 1958. 175 с.

2. Моцарт В. А. Полное собрание писем. М.: Международные отношения, 2006. 541 с.

3. Mоzаrt W. A. Briefe und Aufzeichnungen. Gesamtausgabe / hrsg. von der Internationalen Stiftung Mozarteum Salzburg. Gesammelt von. W. A. Bauer und О. Е. Deutsch. Bd. 1-7. Kassel: Bärenreiter, 1962-1975.

4. Mozart Briefe und Dokumente. Online-Edition. URL: http://dme. mozarteum.at/DME/briefe/doclist.php (дата обращения: 07.04.2019). Kurtzgefasstes musicalisches Lexicon. Chemnitz, 1749.

5. Sulzer J. G. Allgemeine Theorie der Schönen Künste in einzeln, nach alphabetischer Ordnung der Kunstwörter auf einander folgenden Artikeln abgehandelt. Leipzig: Weidmannschen Buchhandlung, 1771-1774. 1049 S.

6. Walther J. G. Musicalisches Lexicon oder Musicalische Bibliothec. Leipzig: Wolfgang Deer, 1732. 362 S.

7. Бояркина А. В. О музыкальных терминах в письмах А. В. Моцарта // Немецкая филология в Санкт-Петербургском государственном университете. СПб.: Изд-во СПб. ун-та, 2015. С. 161−171.

8. Бояркина А. В. Перевод музыковедческих и искусствоведческих текстов: вдохновение или расчёт? // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2015. № 3 (38). С. 225−229.

9. Черная М. Р. Полифонические жанры в клавирном творчестве В. А. Моцарта: традиционное и особенное // Журнал Общества теории музыки. М. 2015. № 1 (9). С. 19−31.

10. Аберт Г. В. А. Моцарт: монография: в 2 ч., 4 кн. / пер. с нем. К. К. Саквы. 2-е изд. М.: Музыка, 1989. Ч. II. Кн. 1. 496 с.

11. Бояркина А. В. Отец гения: письма Леопольда Моцарта из первого путешествия в Италию // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 1. С. 46−54.

12. Моцарт Л. Девять писем жене (1769−1779) / пер. с нем. А. В. Бояркиной // Научный вестник Московской консерватории. 2019. № 1. С. 55−73

13. Mozart Letters and Documents. Online Edition, published by the Internationale Stiftung Mozarteum, Salzburg URL: http://dme.mozarteum. at/letters/, 20. April 1782 (дата обращения: 06.06.2019).

14. KV Anh. 109 VI № 1. 16. Балтер Г. А. Музыкальный словарь специальных терминов и выражений: немецко-русский и русско-немецкий. М.: Советский композитор, 1976. 480 с.


Для цитирования:


Бояркина А.В. О ФУГЕ В ПИСЬМАХ В. А. МОЦАРТА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(3):189-204.

For citation:


Boyarkina A.V. ABOUT FUGUE IN THE LETTERS OF V. A. MOZART. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(3):189-204. (In Russ.)

Просмотров: 7


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)