Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

АФФЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ ПО К. С. СТАНИСЛАВСКОМУ И УПРАЖНЕНИЯ Н. В. ДЕМИДОВА

Полный текст:

Аннотация

Исследование механизма воздействия упражнений актерского тренинга остается наиважнейшей задачей сценической педагогики. Некоторые, даже традиционные и проверенные упражнения имеют визуально выраженный психофизиологический эффект. Например, упражнения К. С. Станиславского, а позже Ли Страсберга, связанные с аффективной памятью, а также упражнения Н. В. Демидова. Применяя их, практики должны точно знать, что происходит с учеником, должны понимать психофизиологическое сопровождение при выполнении упражнения. В статье представлены результаты сравнительного анализа механизма воздействия упражнений К. С. Станиславского и Н.В. Демидова. Выявлены их сходства и различия, доказано, что психофизиологический механизм упражнений Станиславского и Демидова един. Различия заключаются в апелляции к сознанию или к бессознательному. Такое понятие Станиславского, как «аффективная память» и понятие «демидовские этюды» до сей поры отрицали друг друга, хотя целью своей имели одно и то же — «жизнь на сцене».

Об авторе

Л. В. Грачева
Российский государственный институт сценических искусств
Россия

Доктор искусствоведения, профессор

ул. Моховая, д. 34, Санкт-Петербург, 191028



Список литературы

1. Рибо Т. А. Психология чувств / пер. с фр. М. Гольдсмит. СПб.: Изд-во Ф. Павленкова, 1898. 480 с.

2. Лялина Я. И. Исследование эмоционально-аффективной сферы личности в трудах Теодюля Рибо // Современная психология: материалы II Междунар. науч. конф., Пермь, июль 2014 г. Пермь: Меркурий, 2014. С. 1–6.

3. Демидов Н. В. Искусство жить на сцене. М.: Искусство, 1965. 384 с.

4. Демидов Н. В. Творческое наследие: в 3 [4] т. / под ред. М. Н. Ласкиной. СПб.: Нестор-История. Т. 3, кн. 4: Творческий художественный процесс на сцене. 2007. 475 с.

5. Демидов Н. В. Творческое наследие: в 3 [4] т. / под ред. М. Н. Ласкиной. СПб.: Гиперион. Т. 2, кн. 3: Искусство жить на сцене. 2004. 557 с.

6. Flashbulb Memory: Brown and Kulik (1977) [Электронный ресурс] URL: https://www.themantic-education.com/ibpsych/2017/10/31/flashbulb-memory-theory-brown-and-kulik-1977/ (дата обращения: 18.04.2019).

7. Грачева Л. В. Исследование речевого и пластического тренинга актера в процессе профессионального обучения // Театр. Живопись. Кино. Музыка. 2018. № 4. С. 165–178.

8. В театральной школе Николая Демидова / автор ст. и сост. А. А. Малаев-Бабель. М.: ГИТИС, 2018. 445 с.

9. Бердяев Н. А. Проблема человека // Ступени. Философский журнал. 1991. № 1. С. 79–105.

10. Шерток Л. Непознанное в психике человека. М.: Прогресс, 1982. 311 с.

11. Лотман Ю. М. Асимметрия и диалог. Текст и культура // Лотман Ю.М. Семиосфера. СПб.: Искусство-СПб, 2000. С. 591–603.

12. Черниговская Т. «Мы смотрим глазами, но видим мозгом» [Электронный ресурс] URL: http://newtribuna.ru/news/2013/08/15/32467/ (дата обращения: 18.04.2019).

13. Ухтомский А. А. Доминанта. СПб.: ПИТЕР, 2002. 448 с.

14. Кристи Г. В., Прокофьев В. Н. Комментарии // Станиславский К. С. Собрание сочинений: в 8 т. М.: Искусство, 1957. Т. 4. Работа актера над ролью. 551 с.

15. Вахтангов Е. Б. Записки, письма, статьи. М. — Л.: Искусство, 1939. 403 с.

16. Станиславский К.С. Собрание сочинений: в 9 т. М.: Искусство, 1989. Т. 2. 508 с.


Для цитирования:


Грачева Л.В. АФФЕКТИВНАЯ ПАМЯТЬ ПО К. С. СТАНИСЛАВСКОМУ И УПРАЖНЕНИЯ Н. В. ДЕМИДОВА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(2):88-99.

For citation:


Gracheva L.V. AFFECTIVE MEMORY IN STANISLAVSKY’S AND DEMIDOV’S EXERCISES. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(2):88-99. (In Russ.)

Просмотров: 81


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)