Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«НЕВИДИМОЕ ДЕЙСТВО»: ЗАКАДРОВАЯ РОЛЬ ЗВУКОВОГО ЛАНДШАФТА И ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В ОПЕРАХ «АСПЕРН» И «ПЕРЕПЕЛА В САРКОФАГЕ» САЛЬВАТОРЕ ШАРРИНО

https://doi.org/10.26294/ARB.2019.60.29207

Аннотация

Статья посвящена ранним операм современного итальянского композитора Сальваторе Шаррино «Асперн» и «Перепела в саркофаге». Шаррино, по праву считающийся классиком новой музыки конца ХХ — начала ХХI века, — автор инструментальных сочинений и опер, многие из которых стали репертуарными.
Отличительной чертой оперного творчества Шаррино является то, что композитор смещает фокус с внешней атрибутики действия в область внутреннего мира героев, раскрываемого через сложную звуковую палитру. Смещая акценты в сторону доминантной роли звукового ландшафта, композитор создает свой собственный жанр музыкального театра, определяемый как «невидимое действо с музыкой».

Об авторе

С. В. Лаврова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой, ул. Зодчего Росси, 2, Санкт-Петербург, 191023
Россия

ResearcherID: U-3307-2017

д-р искусствоведения, доц.




Список литературы

1. Sciarrino S. Aspern Teatro La Fenice: libretto e guida all’opera [Электронный ресурс] // URL: http://www.teatrolafenice.it/media/3wjmc1380524720.pdf (дата обращения: 10.01.2019).

2. Vinay G. La costruzione d ell’arca invisibile Intervista a Salvatore Sciarrano sul teatro musicale e la drammaturgia // Omaggio a Salvatore Sciarrino 3–7 settembre 2002 a cura di Enzo Restagno. S. 49–60.

3. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Перевод О. А. Печенкина. Тула: б/и 2013. 204 с.

4. Лаврова С. В. Проекции основных концептов постструктуралистской философии в музыке постсериализма: автореф. дис. … д-ра искусствоведения. Казань. 2016. 535 с.

5. Siciliano E. Genio e sregolatezza // Enzo Siciliano incontra Salvatore Sciarrino. Torino: Prosa c.r.l., 1992. 78 p.

6. Baltrusaitis J. Anamorphoses ou Thaumaturgus opticus. Paris: Flammarion, 1984. 145 p.

7. Лаврова С. В. «Экология слушания», и эффект «невидимого действия» в операх «Девочка со спичками» («Das Madchen mit den Schwefelholzern») Хельмута Лахенманна и «Лоэнгрин» (Lohengrin — Azione invisibile) Сальваторе Шаррино // Вестник СПбГУ. 2013. № 1. С. 9–20.

8. Carratelli C. L’integrazione dell’estesico nel poietico nella poietica musicale post-strutturalista: il caso di Salvatore Sciarrino, una “composizione dell’ascolto”, Tesi di dottorato. Paris: Università di Trento-Université Paris Sorbonne, 2006. 409 p.

9. Лаврова С. В. Эффект «бестелесности» в «исследованиях белого» Сальваторе Шаррино: вторая серия парадоксов «Логики смысла» Жиля Делёза как опыт сравнительного анализа // Вестник СПбГУ. 2012. № 4. С. 68–75.

10. Lacan J. Motives of paranoiac crime: the crime of the Papin sisters. // Le Minotaure, 1933 (Dec.) P. 7–11 [Электронный ресурс] URL: http://www.lacan.com/papin.html (дата обращения: 10.01.2019).

11. Sciarrino S. Carte da suono scritti (1981–2001). Palermo: CIDIMNovecento, 2001. 463 p.

12. Лаврова С. В. Натуралистическая концепция Сальваторе Шаррино // Проблемы музыкальной науки, 2015. № 1 (18). С. 24–27.

13. Dalì S. Il mito tragico dell’Angelus di Millet, Mazzotta: Soggetti: Arte 1978. P. 68–69.

14. Sciarrino S. Note di presentazione di Efebo con radio. Milano: Ricordi, 1981. 16 p.

15. Sciarrino S. Mimesi e metamorfosi in una parabola operistica (programma di sala). Venezia: Teatro La Fenice, 1980. 199 p.

16. Юнг К.Г. Душа и миф: шесть архетипов / пер. с англ. Киев: Гос. библиотека Украины для юношества, 1996. 384 с.

17. Бланшо М. Пение сирен. Встреча с воображаемым [Электронный ресурс] URL: http://lib.ru/INPROZ/BLANSHO/sireny.txt (дата обращения: 10.01.2019).

18. Борхес Х. Л. Книга вымышленных существ «Письмена Бога». М.: Республика, 1994. 511 с.

19. Малапарте К. Шкура. М.: Ад Маргинем, 2015. 304 с.

20. Барт Р. Мифологии. М. Изд-во им. Сабашниковых, 1996. 314 с.

21. Herculine Barbin, Una strana confessione: memorie di un ermafrodito presentate da Michel Foucault. Torino: Einaudi, 1979. 120 p.

22. Sciarrino S. L’impossibilità di divenire invisibili, programma di sala di Vanitas, Milano: Teatro della Piccola Scala, 1981. 138 p.

23. Лакан Ж. Семинары. Книга 7 (Этика психоанализа). 1959– 1960. М.: Гнозис, Логос, 2006. 415 с.

24. Лаврова С. В. «Логика смысла» новой музыки. Опыт структурно-семиотического анализа на примере творчества Хельмута Лахенманна и Сальваторе Шаррино. СПб.: Изд-во СПбГУ, 2013. 305 с.

25. Лаврова С.В. Пространство тишины»: ирония и оптические иллюзии в новой музыке // Вестник СПбГУ. 2013. № 2. С. 8–14.


Рецензия

Для цитирования:


Лаврова С.В. «НЕВИДИМОЕ ДЕЙСТВО»: ЗАКАДРОВАЯ РОЛЬ ЗВУКОВОГО ЛАНДШАФТА И ИНТЕРТЕКСТУАЛЬНОСТИ В ОПЕРАХ «АСПЕРН» И «ПЕРЕПЕЛА В САРКОФАГЕ» САЛЬВАТОРЕ ШАРРИНО. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2019;(1):136-157. https://doi.org/10.26294/ARB.2019.60.29207

For citation:


Lavrova S.V. INVISIBLE ACTION: THE OFFSCREEN ROLE OF SOUND LANDSCAPE AND INTERTEXTUALITY IN  ASPERN  AND CAILLES EN SARCOPHAGE OPERAS BY SALVATORE SCIARRINO. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2019;(1):136-157. (In Russ.) https://doi.org/10.26294/ARB.2019.60.29207

Просмотров: 485


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)