В. Э. МЕЙЕРХОЛЬД СТАВИТ А. Н. ОСТРОВСКОГО: ДВИЖЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТИ
Аннотация
Статья посвящена исследованию сценической образности спектаклей Вс. Мейерхольда «Доходное место» (1923) и «Лес» (1924) по пьесам А. Н. Островского. Сопоставление этих двух постановок представлено в свете критических отзывов 1920-х годов и раскрывает процесс изменения эстетической парадигмы в русском сценическом искусстве послереволюционной эпохи.
Ключевые слова
Об авторе
Г. В. ТитоваРоссия
Доктор искусствоведения, профессор
ул. Моховая, 34, Санкт-Петербург, 191028
Список литературы
1. Блюм В. И. Островский и Мейерхольд // Мейерхольд в русской театральной критике, 1920–1938. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. С. 118–124.
2. Садко [Блюм В. И.] «Доходное место» в Театре Революции // Мейерхольд в русской театральной критике, 1920–1938. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. С. 92–93.
3. Штукарство: А. В. Луначарский о Мейерхольде // Мейерхольд в русской театральной критике, 1920–1938. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. С. 134–135.
4. Алперс Б.В. Блестящая шутка? «Лес» // Мейерхольд в русской театральной критике, 1920–1938. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. С. 130–134.
5. Гвоздев А. А. Лифт и качели (в московских театрах) // Мейерхольд в русской театральной критике, 1920–1938. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. С. 124–130.
6. Ромашов Б. С. «Доходное место» Островского в Театре Революции // Мейерхольд в русской театральной критике, 1920– 1938. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. С. 93–95.
7. Волин В. Редкий спектакль // Рабочая Москва. 1923. 17 мая.
8. Ауслендер С. А. Театр Революции. «Доходное место» // Театр и музыка. 1923. № 11. С. 818.
9. Рудницкий К. Л. Режиссер Мейерхольд. М.: Наука, 1969. 527 с.
10. Туровская М. И. Бабанова: Легенда и биография. М.: Искусство, 1981. 351 с.
11. Слонимский А. Л. «Лес»: опыт анализа спектакля // Театральный Октябрь. М., 1926. Вып. 1. С. 61–72.
12. Шкловский В.Б. Особое мнение о «Лесе» // Мейерхольд в русской театральной критике, 1920–1938. М.: Артист. Режиссер. Театр, 2000. С. 136–137.
13. Тарабукин Н. М. Зрительное оформление в ГОСТИМе: (К десятилетнему юбилею Гос.ТИМа) // Н. М. Тарабукин о В. Э. Мейерхольде. М.: ОГИ, 1998. 110 с.
14. «Правда нашего бытия»: Из архивов Театра Вс. Мейерхольда. М.: Новое издательство, 2014. 327 с. (Мейерхольдовский сборник. Вып. 3.)
15. Ракитина Е. Любовь Попова. Искусство и манифесты // Художник, сцена, экран: Сб. статей. М.: Сов. художник, 1975. С. 152–165.
16. Мейерхольд В. Э. После постановки «Тристана и Изольды» (1910 г.) // Мейерхольд В. Э. Статьи, речи, письма, беседы: В 2 ч. Ч. 1. М.: Искусство, 1968. 350 с.
Рецензия
Для цитирования:
Титова Г.В. В. Э. МЕЙЕРХОЛЬД СТАВИТ А. Н. ОСТРОВСКОГО: ДВИЖЕНИЕ СЦЕНИЧЕСКОЙ ОБРАЗНОСТИ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(6):245-253.
For citation:
Titova G.V. V.E. MEYERHOLD IS DIRECTING THE PLAYS BY A. N. OSTROVSKY: THE MOVEMENT OF STAGE IMAGERY. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(6):245-253. (In Russ.)