Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

ХОРОВАЯ МУЗЫКА ЯННИСА КСЕНАКИСА 1960-Х ГОДОВ: ОТ ИСКУССТВА АНТИЧНОСТИ К АВАНГАРДУ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена хоровым сочинениям Янниса Ксенакиса, созданным композитором в 1960-е годы. Автор выявляет впервые заявленные в тот период, но не утратившие актуальность на протяжении всей истории хорового творчества композитора, ключевые темы. Путем анализа драматургических функций хора в музыкальнодраматических сочинениях Ксенакиса установлены многообразные связи творчества композитора с Античной культурой и с театральным искусством средневековой Японии. Выявлены особенности взаимодействия слов и музыки, специфика фактурного и тембрового решения сочинений, в совокупности выявляющих как влияние хорового письма современников композитора, так и индивидуальность творческой манеры самого Ксенакиса. Большое внимание уделено вокально-ансамблевой пьесе «Nuits», явившейся одним из наиболее известных примеров так называемой «фонемной» композиции, получившей брольшое распространение в хоровом искусстве 1960–1970-х годов.

Об авторе

А. С. Рыжинский
Российская академия музыки имени Гнесиных
Россия

Доктор искусствоведения

ул. Поварская, д. 30–36, Москва, 121069



Список литературы

1. Harley J. Xenakis. His Life in Music. New York: Routledge, 2004. 279 p.

2. Varga B.A. Conversations with Iannis Zenakis. London: Faber and Faber Limited, 1996. P. 104.

3. Гоева Н. П. Коммуникативные функции хора в античном театре // Культура и цивилизация. 2013. № 1–2. С. 49–59.

4. Кон Ю. Яннис Ксенакис // XX век. Очерки. Документы. Вып. 3. М., 2000. С. 171–199.

5. Кулишова О. В. Хор в древнегреческом театре V в. до н.э. // Труды исторического факультета Санкт-Петербургского государственного университета. 2015. № 2 3. С. 36–51.

6. Ферапонтова Е. В. Вокальная музыка Янниса Ксенакиса как феномен его композиторского творчества: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Мос. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2007. 387 с.

7. Гудимова С. А. История и поэтика Театра Кабуки // Культурология. 2008. № 3 (46). С. 82–91.

8. Гудимова С. А. Десять стилей театра Но // Культурология. 2005. № 4 (35). С. 122–132.

9. Xenakis I. Nuits. Paris: Salabert editions, 2010. 36 p.

10. Matossian N. Xenakis. Lefcosia: Moufon Publications, 2005. 359 p.

11. Humięcka-Jakubowska J. Inspirations in reflection and creativiness. Karlheinz Stockhausen — György Ligeti — Luigi Nono — Luciano Berio — Iannis Xenakis. Saarbrücken: LAP LAMBERT Academic Publishing, 2015. 201 p.

12. Ферапонтова Е. В. Вокальная музыка Янниса Ксенакиса как феномен его композиторского творчества: автореф. дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Мос. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2007. 26 c.

13. Дубов М. Э. Янис Ксенакис — архитектор новейшей музыки: дис. … канд. искусствоведения: 17.00.02 / Мос. гос. консерватория им. П. И. Чайковского. М., 2008. 232 с.


Для цитирования:


Рыжинский А.С. ХОРОВАЯ МУЗЫКА ЯННИСА КСЕНАКИСА 1960-Х ГОДОВ: ОТ ИСКУССТВА АНТИЧНОСТИ К АВАНГАРДУ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(6):203-220.

For citation:


Ryzhinskiy A.S. IANNIS XENAKIS’S CHORAL MUSIC OF 1960TH YEARS: THE MOVEMENT FROM CLASSICAL ANTIQUITY TO AVANT-GARDE ART. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(6):203-220. (In Russ.)

Просмотров: 25


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)