Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Э. ДЕГА — ПОПУЛЯРИЗАТОР БАЛЕТА ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ

Полный текст:

Аннотация

Статья посвящена осмыслению тематики танца в творчестве известного французского художника Э. Дега (1834–1917) в контексте развития самого балетного театра Парижской оперы, Раскрывается природа искусства, вносящая новые формы диалога и общения в сферу взаимодействия смежных видов творчества. Показано, что произведения художника, несмотря на общую тему, решают различные творческие задачи, лежащие в сфере импрессионистического метода изображения, кроме того, формируют художническое сознание, требующее креативности, развивающее композиционное мышление в изображении профессиональной жизни танцовщиц. На основе проведенного исследования ряда произведений, находящихся в музейных коллекциях, автором формулируются основные динамические характеристики созданных художественных образов балета и их неповторимое своеобразие.

Об авторе

Т. В. Портнова
Институт славянской культуры Российского государственного университета имени А. Н. Косыгина
Россия

Доктор искусствоведения

ул. Садовническая, 33/1, Москва, 117997



Список литературы

1. Долгополов И. Эдгар Дега. Мастера и шедевры. М.: Изобразительное искусство, 1986. Т. 1. 720 с.

2. Крючкова В. Дега. М.: Белый город, 2003. 47 c.

3. Торрес Р. Дега. М.: Айрис-Пресс, 2006. 128 с.

4. Вишневский А. Об искусстве. М.: Искусство, 1993. 512 c.

5. Иванова Е. Великие мастера европейской живописи. М.: Олма Медиа Групп, 2010. 728 c.

6. Bixenstine S. L. Mallarmé’s Influence on Degas’s Aesthetic of Dance in his Late Period // Nineteenth-Century French Studies. Vol. 21. No. 3/4 (Spring–Summer 1993). P. 419–433.

7. Gerstein М. Degas’s Fans // The Art Bulletin. Vol. 64. No. 1 (Mar., 1982). P 105–118.

8. Rassieur Т. Degas and Hiroshige. Print Quarterly. Vol. 28. No. 4 (Dec., 2011). P. 429–431.

9. Pool Р. Degas and Moreau // The Burlington Magazine. Vol. 105. No. 723 (Jun., 1963). P. 243–268.

10. Henry F. Drawings by Degas // The Bulletin of the Cleveland Museum of Art. Vol. 44. No. 10 (Dec., 1957). P. 212–217.

11. De Vonyar J, Kendall R. “Dancers” by Edgar Degas. Record of the Art Museum / Princeton University, Vol. 66 (2007). P. 30–40.

12. Kelkel M. La Musique de Ballet en France de la Belle Epoque aux Annéex Folles. Vrin. 1992. 330 p. (Musique et estétique).

13. Reff Т. The Technical Aspects of Degas’s Art // Metropolitan Museum Journalю Vol. 4 (1971). P. 141–166.

14. Reff Т. Some Unpublished Letters of Degas // The Art Bulletin. Vol. 50. No. 1 (Mar., 1968). P. 87–94.

15. Дега Э. Письма. Воспоминанья современников / пер. с франц. М. Казениной, пер. с англ. Т. Полевой. М.: Искусство, 1971. 30 4с.

16. Прокофьев В. Н. Пространство в живописи Дега // Советское искусствознание. 1982. Вып. 2 (17). С.102–119.

17. Алпатов М. Поэтика импрессионизма // Французская живопись второй половины XIX века и современная ей художественная культура: мат-лы науч. конф. М.: Сов. художник, 1972. С. 88–104.

18. Бродская Н. Импрессионизм: открытие света и цвета. СПб.: Аврора, 2002. 256 с.

19. Дьякова М. Г. Импрессионизм: философская концепция и бытие в культуре: автореф. дис. … канд. искусствоведения. Саранск, 1998. 19 с.

20. Жидков B. C. Искусство и картина мира. СПб.: Алетейя, 2003. 464 с.

21. Мартышкина Т.Н. Импрессионистическое мировоззрение в западноевропейской культуре XIX века: истоки, сущность и значение: дис. … канд. культурологии. Нижневартовск. 2008. 157 с.

22. Рейтерсверд О. Импрессионисты перед публикой и критикой. М.: Искусство, 1974. 299 с.

23. Котельникова Т. Импрессионизм. М.: Олма-Пресс Образование. 2009. 128 с.

24. Кочик О. Импрессионизм // Западноевропейское искусство второй половины XIX века: сб. ст. / под ред. Б. Р. Виппера, И. Е. Даниловой. М.: Искусство, 1975. С. 17–37.

25. Кузнецова Л. В. «Философия» импрессионистической картины // Вестник Тюменского государственного университета. 2012. № 10. С. 115–120.

26. Кузнецова Е. А. Эстетика импрессионизма // Вестник Московского университета, 2000. № 2. С. 83–90.

27. Roger-Marx C. Les impressionnistes. Paris: Payot, 1956. 213 p.

28. Serullaz M. Les peintres impressionnistes. Paris: Payot, 1959. 147 p.

29. Импрессионизм. Письма художников. Воспоминания ДюранРюэля. Документы / пер. с франц. П. В. Мелковой. Л.: Искусство, 1996. 227 с.

30. Импрессионисты, их современники, их соратники / под ред. А. Д. Чегодаева. М.: Искусство, 1975. 313 с.

31. Гагарина С. А. Французский балетный театр начала ХХ в: на пути к новому синтезу // Проблемы музыкальной науки. 2014. № 1 (14). С. 39–45.

32. Красовская В. Западноевропейский балетный театр. Романтизм. СПб.: Лань, 2008. 512 с.

33. Красовская В.М. Западноевропейский балетный театр. Романтизм. М.: Планета музыки, 2008. 512 с.

34. Фонд имени М. Т. Абрахама. «Эдгар Дега. Фигура в движении»: каталог выставки в Государственном Эрмитаже. СПб.: Гос. Эрмитаж, 2013. 224 с.

35. Buerger J, Stern Shapiro B. A note on degas’ use of daguerreotype plates // The Print Collector’s Newsletter. Vol. 12. No. 4 (September-October 1981). P. 103–106.

36. Burroughs L. Degas in the Havemeyer Collection // The Metropolitan Museum of Art Bulletinю Vol. 27ю No. 5 (May, 1932). P. 141–146.

37. Current exhibitions // Bulletin of the City Art Museum of St. Louis. New Series. Vol. 2, No. 5 (Jan. — Feb., 1967). P. 6–9.

38. Degas // The Burlington Magazine for Connoisseurs. Vol. 40. No. 227 (Feb., 1922). P. 100–101.

39. Liebermann M, Stokes A. Degas // The Artist: An Illustrated Monthly Record of Arts, Crafts and Industries (American Edition). Vol. 28. No. 247 (Aug., 1900). P. 113–120.

40. Loyrette Н. Degas’s Collection // The Burlington Magazine. Vol. 140. No. 1145 (Aug., 1998). P. 551–558.

41. Lucretia H. Giese. A Visit to the Museum / MFA Bulletin. Vol. 76. 1978. P. 42–53.

42. Portala В. The Artist as Creator and Collector: The Edgar Degas Estate Auction Catalogues // Art Institute of Chicago Museum Studies. Vol. 34, No. 2. 2008. P. 50–52.

43. Pantazzi М. Lettres de Degas a Thérèse Morbilli conservées au Musée des beaux-arts du Canada // Canadian Art Review. Vol. 15. No. 2. 1988. P. 122–135.

44. Sutherland Boggs J. Degas at the Museum: Works in the Philadelphia Museum of Art and John G. Johnson Collection // Philadelphia Museum of Art Bulletin. Vol. 81. No. 346/347. Degas (Spring — Summer, 1985). P. 2–48.

45. Мастера искусства об искусстве: в 4-х т. / под общ. ред. Б. Терновца и Д. Аркина. М.; Л: Искусство, 1939. Т. 3. 450 c.

46. Браун С. Нейрофизиология танца // В мире науки. 2008. № 10 [Электронный ресурс] URL: https://sciam.ru/catalog/details/10–2008 (дата обращения: 25.10.2018).


Для цитирования:


Портнова Т.В. Э. ДЕГА — ПОПУЛЯРИЗАТОР БАЛЕТА ПАРИЖСКОЙ ОПЕРЫ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(6):94-113.

For citation:


Portnova Т.V. E. DEGAS AS A POPULARIZER OF THE PARIS OPERA BALLET. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(6):94-113. (In Russ.)

Просмотров: 45


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)