Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДУХОВНО-МЕДИТАТИВНОЙ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКИ АРВО ПЯРТА

Полный текст:

Аннотация

В статье представлены результаты анализа хореографических постановок на музыку Арво Пярта с точки зрения отражения в них духовно-медитативной созерцательности, свойственной творчеству композитора. Автором рассмотрено понятие духовности в понимании самого Пярта, выявлена специфика воплощения духовности в композиторской концепции. Особое внимание уделено проблеме взаимосвязи музыки и сакрального слова в творчестве Пярта. Проведены параллели между музыкой минимализма и музыкой tintinnabuli, сделан вывод о существенных различиях между ними. Выявлены основные произведения композитора, которые чаще всего используются хореографами («Spiegel im Spiegel», «Fratres», «Cantus», «Fur Alina»). Дан краткий анализ основных постановок на музыку Пярта: «Отелло» и «Дузе» Джона Ноймайера, «Отелло» Марины Кеслер, «Местонахождение неизвестно» Иржи Килиана, «Милосердный» Кристофера Уилдона, «Дым» Матс Эка и др. Выделены основные особенности музыки Пярта, объясняющие ее привлекательность для хореографических интерпретаций, а именно: гармоничное единство временного и пространственного факторов; духовная созерцательность; структурированность и математическая ясность; репетитивность и паттерн как возможность структурирования хореографии. Сделан вывод о том, что именно духовные основания музыки Пярта, а также его числовое понимание гармонии и структурная ясность стали определяющими для сценической судьбы его сочинений, которые изначально сценическими не являлись.

Об авторе

Н. В. Аргамакова
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой.
Россия
ул. Зодчего Росси, 2, СанктПетербург, 191023.


Список литературы

1. Катунян М. Новый тривий ХХ века. Звук, число, обряд (А. Пярт, Л. Рубинштейн) // «Открытый текст»: периодическое издание [Электронный ресурс]. URL: http://www.opentextnn.ru/music/interpretation/ (дата обращения: 14.04.2018).

2. Мартынов В.И. Конец времени композиторов / послесл. Т. Чередниченко. М.: Русский путь, 2002. 296 с.

3. Бротбек Р., Вехтер Р. Учиться слышать тишину // NZfM – Neue Zeitschrift für Musik. 1990. № 3. P. 13-15.

4. Арво Пярт: беседы, исследования, размышления. Киев: Дух и Лiтера, 2014. 219 с.

5. Медушевский В. Новое сакральное пространство или вечная юность традиции? Минимализм в его отношении к традиции // Новое сакральное пространство. Духовные традиции и современный культурный контекст: мат-лы науч. конф. / ред. М. И. Катунян. М.: МГК им. П.И. Чайковского, 2004. Сб. 47. С. 101-110.

6. Отелло Марины Кесслер // Арво Пярт — биография, творчество, анонсы событий. Анализ музыкальных произведений. [Электронный ресурс]. URL: http:// arvo-part.ru/otello.html (дата обращения: 14.03.2018).

7. Dance open. Балет Марибора. [Электронный ресурс] URL: https://alexandrinsky.ru/afisha-i-bilety/dance-open-balet-maribora/(дата обращения: 14.03.2018).

8. Kisselgoff А. From the Netherlands, Probing Questions About Existence and Death. [Электронный ресурс] // Dance Review. URL: https://www.nytimes.com/1994/10/22/arts/dance-review-from-the-netherlands-probing-questionsabout-existence-and-death.html (дата обращения: 01.03.2018).

9. В Михайловском театре покажут премьеру балета Начо Дуато «Nunc Dimittis» . [Электронный ресурс] // Санкт-Петербург. Ру. 2011. 15 марта. URL: https://saintpetersburg.ru/m/culture/old/301005/ (дата обращения: 10.04.2018).

10. Савина Е. В Таллинне проходит мировая премьера «Страстей по Адаму» Арво Пярта и Роберта Уилсона. [Электронный ресурс] // URL: https://rus.err.ee/211262/v-tallinne-prohodit-mirovaja-premera-strastej-po-adamu-arvo-pjarta-iroberta-uilsona (дата обращения: 10.04.2018).

11. Осецкая О. В. Музыка священных слов о роли слова в произведениях tintinnabuli А. Пярта // Проблемы музыкальной науки. Music scholarship. 2008. № 2. С. 188-192.


Для цитирования:


Аргамакова Н.В. ХОРЕОГРАФИЧЕСКИЕ ИНТЕРПРЕТАЦИИ ДУХОВНО-МЕДИТАТИВНОЙ СОЗЕРЦАТЕЛЬНОСТИ МУЗЫКИ АРВО ПЯРТА. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(3):43-59.

For citation:


Argamakova N.V. ARVO PÄRT’S MUSIC: SPIRITUAL CHARACTERISTICS AND THEIR CHOREOGRAPHIC INTERPRETATIONS. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(3):43-59. (In Russ.)

Просмотров: 49


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)