ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Аннотация
Устойчивость и координация движений являются базовыми физическими качествами артиста балета, фундаментом, определяющем способности ученика к обучению в профессиональном хореографическом учебном заведении. Несоответствие между современными высокими требованиями к уровню развития координационных способностей у артистов балета и практически полным отсутствием научно-обоснованных специальных методик тестирования и совершенствования разных видов координационных способностей на этапе начального обучения в профессиональных учебных заведениях определило актуальность настоящего исследования. В работе были использованы сравнительный, диагностический (анкетирование, тестирование), статистический и экспериментальный (констатирующий педагогический эксперимент) методы исследования. Результаты проведенного исследования подтвердили предположение о недостаточной осведомленности педагогов-хореографов о видах координационных способностей, методах их тестирования и развития (поскольку специальной научно- методической литературы о развитии координационных способностей в классической хореографии практически нет). Тестирование координационных способностей учениц вторых классов Академии показало достаточно низкий уровень развития способностей к равновесию, дифференцированию, ориентированию и перестроению двигательных действий, к ритму. Низкий уровень и отсутствие корреляции между степенью развитости указанных вариантов координационных способностей между собой доказывает необходимость разработки специальных упражнений для развития каждого из них в отдельности.
Об авторах
И. И. БадаеваРоссия
ул. Зодчего Росси, 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия
И. А. Степаник
Россия
ул. Зодчего Росси, 2, Санкт-Петербург, 191023, Россия
канд. мед. наук, доц.
Список литературы
1. Ваганова А. Я. Основы классического танца: СПб.: Лань, 2000. 191 с.
2. Базарова Н. П., Мей В. П. Азбука классического танца. Первые три года обучения: учеб. пос. / под ред. Г. Т. Комлевой, А. А. Соколова-Каминского. СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. 240 с.
3. Васильева М. А. Урок Н. Г. Легата. Педагогические секреты Н. Г. Легата // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2004. № 13. С. 1528.
4. Есаулов И. Г. Педагогика и репетиторство в классической хореографии: уч. СПб.: Лань; Планета музыки, 2017. 256 с.
5. Костровицкая В. С., Писарев А. А. Школа классического танца: уч. для хореогр. уч-щ / под ред. А. С. Рулевой. Л.: Искусство, 1976. 270 с.
6. Меднис Н. В., Ткаченко С. Г. Введение в классический танец: уч. пос. СПб.: Лань ; Планета музыки, 2017. 60 с.
7. Мориц В. Э., Тарасов Н. И., Чекрыгин А. И. Методика классического тренажа. СПб.: Лань; Планета музыки, 2009. 384 с.
8. Тарасов Н. И. Классический танец. Школа мужского исполнительства. СПб.: Лань; Планета музыки, 2016. 496 с.
9. Грибанова М. А., Пыжикова В. В. Постановка корпуса на вращение: (с I по IV классы) // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2007. № 2 (18). С. 158–179.
10. Ваганова А. Я. Основы классического танца: уч. Л.: ОГИЗ; ГИХЛ, 1948. 53 с.
11. Силкин П. А. Рекомендации по проведению приема детей в профессиональные хореографические учебные заведения для подготовки по направления «Хореографическое искусство», образовательная программа «Артист балета». / П. А. Силкин. — 2-е изд., испр. СПб.: Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой, 2010. 37 с.
12. Силкин П. А. Особенности профессиональных данных абитуриентов, поступающих в хореографические учебные заведения в современных условиях. / П. А. Силкин // Вестник Академии Русского балета им. А. Я. Вагановой. 2006. № 16. С. 81–100.
13. Эйфман Б. Балету нужен универсальный артист [Электронный ресурс] URL: http://www.iskusstvo.tv/News/2013/12/03/boris-eifman-baletu-nuzhen-universalnyi-artist. (дата обращения: 15.10.2016).
14. Перлина Е. В. Развитие хореографической координации у студентов в процессе обучения классическому танцу в вузе: дисс. … канд. пед. наук: 13.00.08. М.: МГУКИ, 2009. 201 с.
15. Лях В. И. Координационные способности: диагностика и развитие. М.: ТВТ Дивизион, 2006. 290 с.
16. Немеровский А. Б. Пластическая выразительность актера: уч. пос. для театр. вузов. М.: Искусство, 1987. 191 с.
17. Бернштейн Н. А. О ловкости и ее развитии. М.: Физкультура и спорт, 1991. 288 с.
18. Максименко А. М. Теория и методика физической культуры: уч. для вузов физ. культуры. М.: Физ. культура, 2005. 544 с.
19. Карпенко Л. А., Винер И. А., Сивицкий В. А. Методика оценки и развития физических способностей у занимающихся художественной гимнастикой: учеб. пос. М.: 2007. 76 с.
20. Звездный челлендж. Маргарита Мамун — балерина видеозапись [электронный ресурс]. URL: https://www.youtube.com/watch?v=uRKY8aNawY8. (дата обращения: 16.03.2017).
21. 3имницкая Р. Э. Нормирование нагрузок, направленных на развитие координационных способностей младших школьников на уроках физической культуры: дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04. Минск, 2003. 154 с.
22. Кечетжиева А., Банкова М., Чиприянова М. Обучение детей художественной гимнастике. М.: Физкультура и спорт, 2005. 328 с.
23. Лях В. И., Лопина Н. Г. Координационные способности школьников. Минск: Полымя, 2001. 152 с.
24. Майорова Л. Т., Лопина Н. Г. Закономерности развития координационных способностей у детей 7–10 лет. Красноярск: Буква, 2006. 134 с.
25. Минаева Н. А. Приемы определения координационных способностей юных гимнастов // Ежегодник: Гимнастика: сб. М.: Физкультура и спорт, Вып. 1. 2003. С. 29–32.
26. Назаров В. П. Координация движений у детей школьного возраста. М.: Физкультура и спорт, 2004. 144 с.
27. Пидоря A. M., Годик М. А., Воронов А. И. Основы координационной подготовки спортсменов. Омск: Упринформпечать, 1992. 73 с.
28. Платонов В. Н. Координация спортсмена и методика ее совершенствования: уч.- метод. пос. Киев: [Б. и.], 1992. 118 с.
29. Сулейманов И. И. Основы воспитания координационных способностей: лекц. Омск: ОГИФК, 2001. 46 с.
30. Филиппович В. И. Двигательная ловкость // Легкая атлетика. 2000. № 7. С. 12–16.
Рецензия
Для цитирования:
Бадаева И.И., Степаник И.А. ИССЛЕДОВАНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ АКАДЕМИИ РУССКОГО БАЛЕТА ИМЕНИ А. Я. ВАГАНОВОЙ НА РАННЕМ ЭТАПЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ХОРЕОГРАФИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2018;(2):74-93.
For citation:
Badayeva I.I., Stepanik I.A. STUDY OF COORDINATION ABILITIES OF VAGANOVA BALLET ACADEMY STUDENTS AT THE BEGINNING OF PROFESSIONAL CHOREOGRAPHIC TRAINING. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2018;(2):74-93. (In Russ.)