Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Философия трансгуманизма и Новая музыка

Аннотация

Статья посвящена влиянию феномена трансгуманизма на современную культуру и новую музыку. Концепции, основанные на трансгуманистических идеях, проникают в современную музыкальную культуру: среди них направление «Новой сложности» (New complexity) и алгоритмическая композиция Я. Ксенакиса, использующая стохастические и детерминированные процедуры. Весьма актуальными становятся и прямо противоположные идеи, ориентированные на вектор социально-экологического движения энвайронментализма. В статье также рассматриваются трансгуманистические идеи в творчестве К. Штокхаузена в контексте проблем технологического детерминизма и критической позиции в отношении данного явления. Автор приходит к выводу, что системе ценностей новой музыки и, в частности, периода постсериализма, наряду со стремлением к новизне и провоцированию слушательского восприятия, не менее важным становится стремление к акустической экологии и тишине. Между этими двумя полюсами современной цивилизации и существует новая музыка, отражающая специфические особенности реального мира через художественные концепты.

Об авторе

Светлана Витальевна Лаврова
Академия Русского балета имени А.Я. Вагановой
Россия


Список литературы

1. Штокхаузен К. Супрагуманизация. Наступает время, грядет пробуждение (отрывки интервью из книги «К космической музыке») // Слово композитора. Сб. тр. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. С. 51-56.

2. Маклюэн Г.М. Понимание Медиа: Внешние расширения человека / Пер. с англ. В. Николаева; закл. ст. М. Вавилова. М.: КАНОН-пресс-Ц; Кучково поле, 2003. 464 с.

3. Гризе Ж. Структурирование тембров в инструментальной музыке / Пер. Д. Шутко // Композиторы о современной композиции. Хрестоматия. Ред-сост. Т.С. Кюрегян, В.С. Ценова. М.: Научно-издательский центр «Московская консерватория», 2009. 356 с.

4. Grisey G. Did You Say Spectral? / Trans. Joshua Fineberg // Contemporary Music Review 19. 2000. № 3. Р. 1-3.

5. Ксенакис Я. Пути музыкальной композиции / Пер. с франц. Ю. Пантелеевой // Слово композитора. Сб. тр. М.: РАМ им. Гнесиных, 2001. С. 22-35.

6. Kaprow A. The Legacy of Jackson Pollock (1958) // Allan Kaprow. Essays on the Blurring of Art and Life. Berkeley, CA: University of California Press, 1993.

7. Kahn D. Noise, Water, Meat: A History of Sound in the Arts. Massachusetts institute technology, 1999. 95 р.

8. Porzio M. Metafisica del silenzio. John Cage // L’oriente e la nuova Auditorium edizioni. Milano, 1995.

9. Morton T. Ecology as text, text as ecology. URL: http://www.euppublishing.com/doi/pdfplus/10.3366 (дата обращения: 10.06.2015).


Рецензия

Для цитирования:


Лаврова С.В. Философия трансгуманизма и Новая музыка. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015;(4):202-211.

For citation:


Lavrova S.V. Philosophy of transgumanism and the New music. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2015;(4):202-211. (In Russ.)

Просмотров: 361


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)