Preview

Bulletin of Vaganova Ballet Academy

Advanced search

PUBLIC DISCUSSIONS AROUND SHOSTAKOVICH’S KATERINA IZMAYLOVA IN A CONTEXT OF THE PROBLEM OF NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY

Abstract

The article analyzes a wide public and professional discussion unfolded in the media after the premiere of the second version of Shostakovich’s opera, viz. Katerina Izmaylova ,had took place at the Bolshoi Theater (February 2016). The methodology of historical and textual analysis is applied. It is revealed that, while criticizing Shostakovich, the modern musical community is trying to build its own positive identity, operating with the logic of binary thinking which is a characteristic of the Soviet era. It is concluded that the image of a dissident composer was an information pre-setting quite useful for a negative evaluation of the Bolshoi Theater’s production.

About the Author

Ekaterina V. Lobankova
Университет Бар-Илан
Russian Federation


References

1. Бедерова Ю. «Катерину Измайлову» предпочли «Леди Макбет» [Электронный ресурс] // Коммерсант. Выпуск 20.02.2016. URL: http://www.kommersant.ru/doc/2921466 (дата обращения: 25.12.16).

2. Муравьева И. Музыка вместо сумбура [Электронный ресурс] // Российская газета. Федеральный выпуск № 6905 (37) от 19.02.2016. URL: http://rg.ru/2016/02/19/bolshoj-teatr-postavil-katerinu-izmajlovu-shostakovicha.html (дата обращения: 25.12.16).

3. Овчинников И. Не пугать зрителя [Электронный ресурс] // ClassicalMusicNews.Ru от 22. 02.2016. URL: Режим доступа: http://www.classicalmusicnews.ru/reports/katerina-izmailova-ovchinnikov/ (дата обращения: 25.12.16).

4. Беньямин В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости // Беньямин В. Избранные эссе. М.: Медиум, 1996. 240 с.

5. Гройс Б. Множественное авторство // Гройс Б. Политика поэтики: сборник статей. М.: Ад Маргинем Пресс, 2012. 400 с.

6. Жилкина М. «Катерина Измайлова» с европейским акцентом [Электронный ресурс] // OperaNews от 24.02.2016. URL: http://www.operanews.ru/16022408.html (дата обращения 25.12.16).

7. Журкова Д. А. Классическая музыка в современной массовой культуре России: дис.. канд. культурологии (24.00.01). М., 2012. 320 с.

8. Коткина И. «Катерина Измайлова» Шостаковича // Дмитрий Шостакович. «Катерина Измайлова»: буклет/ ред.-сост. Т. Белова. М.: Лит.-издат. отдел Большого театра России, 2016. С. 49-56.

9. Лащенко С.К. Премьера второй редакции «Леди Макбет Мценского уезда»: действующие лица и исполнители // Искусство музыки: теория и история. 2014. № 10-11. С. 61-115.

10. Фей Л.Э. Шостакович против Волкова: чье Свидетельство? // Шостакович: Между мгновением и вечностью. Документы. Материалы. Статьи / ред.-сост. Л.Г. Ковнацкая. СПб.: Композитор-Санкт-Петербург, 2000. С. 739-750.

11. Дигонская О.Л. «Ленинский» замысел Шостаковича. Пред-Двенадцатая симфония - реальность или миф? // OPERA MUSICOLOGICA. 2014. № 3 (21). С. 5-37.

12. Димитрин Ю.Г. Нам не дано предугадать. Размышление о либретто оперы Д. Шостаковича «Леди Макбет Мценского уезда», о его первоначальном тексте и последующих версиях. СПб.: Северный Олень, 1997. 77 с.

13. Раку М. От «Леди Макбет» к «Катерине Измайловой» // Дмитрий Шостакович. Катерина Измайлова: буклет / ред.-сост. Т. Белова. М.: Лит.-издат. отдел Большого театра России, 2016. С. 35-45.

14. Armstrong E. The Murders of Mzensk // Time Magazine. 1935. 11 Febr. P. 15.

15. Taruskin R. Defining Russia Musically. Princeton University Press, 2001. 600 p.

16. Копытова Г. «Леди Макбет Мценского уезда» за рубежом в 1930-е годы // Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы. М.: DSCH, 2013. Вып. 4. С. 102-130.

17. Крюков А. Путь от «Леди Макбет.» к «Катерине Измайловой» в оценках общественности // Дмитрий Шостакович. Исследования и материалы. М.: DSCH, 2007. Вып. 2. С. 209-241.

18. Helmers R. Not Russian Enough? Nationalism and Cosmopolitanism in Nineteenth-Century Russian Opera. NY: University of Rochester Press, 2014. 250 p.

19. Fay L. Lady Macbeth of the Mtsensk District [Электронный ресурс] // The New Grove Dictionary of Opera URL: http://www.oxfordmusiconline.com.proxy1.athensams.net/subscriber/article/grove/music/O006871 (дата обращения: 25.12.16).

20. Раку М.Г. Идеологические рецепции музыкальной классики в раннесоветской и сталинской культуре: дис.. д-ра искусствоведения (17.00.02.). М. 2015. С. 6-15. Е.В. Лобанкова. Рецепции оперы Д. Шостаковича «Екатерина Измайлова» 161

21. Поспелов П. «Катерина Измайлова» обрела в Большом театре адекватное воплощение - масштабное, зрелое, трагическое [Электронный ресурс] // Ведомости. № 4020 от 20.02.2016. URL: http://www.vedomosti.ru/lifestyle/articles/2016/02/20/630854-katerina-izmailova-bolshom (дата обращения: 25.12.16).

22. Левон Акопян: «Мы многим обязаны западным исполнителям, музыковедам, критикам». Интервью [Электронный ресурс] // Культура в современном мире. 2011. № 3. URL: http://www.infoculture.rsl.ru (дата обращения: 25.12.16).

23. Тарускин Р. История чего? // OPERA MUSICOLOGICA. 2010. № 4[6]. C. 4-19.

24. Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919-1930: в 3-х т. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2013. Т. 3. С. 217-296.

25. Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919-1930: в 3-х т. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2013. Т. 3. С. 159-216.

26. Акопян Л. «Нос» // Шостакович в Ленинградской консерватории: 1919-1930: в 3-х т. СПб.: Композитор - Санкт-Петербург, 2013. Т. 3.

27. Лобанкова Е. Национальные мифы в русской музыкальной культуре: от Глинки до Скрябина. Историко-социологические очерки. СПб.: Изд-во им. Новикова, 2014. 416 с.


Review

For citations:


Lobankova E.V. PUBLIC DISCUSSIONS AROUND SHOSTAKOVICH’S KATERINA IZMAYLOVA IN A CONTEXT OF THE PROBLEM OF NATIONAL AND CULTURAL IDENTITY. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2016;(6):148-161. (In Russ.)

Views: 335


Creative Commons License
This work is licensed under a Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)