Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

«Революция на пуантах» по И. И. Соллертинскому: «Вульгарная» социология классического балета

Полный текст:

Аннотация

В центре внимания в данной статье - феномен «вульгарного социологизма» в отечественном искусствоведении 1920-х начала 1930-х годов, который рассматривается на материале балетоведческих работ И. И. Соллетринского. Автор приходит к выводу о том, что так называемый «вульгарный социологизм», в значительной мере дискредитированный в последующие десятилетия, в действительности, вероятнее всего, отнюдь не сводился к заказной политической конъюнктуре. Он представлял собой специфическую интеллектуальную стратегию, направленную на поиск механизмов социального воздействия художественных произведений, вплоть до их способности осуществить социальные преобразования.

Об авторе

Т. В. Букина
Академия Русского балета имени А. Я. Вагановой
Россия


Список литературы

1. Соллертинский И. И. Болт. Балет в 3-х действиях. М.: ГИХЛ, 1931. С. 3-10.

2. Добровольская Г. Н. Б. В. Асафьев и И. И. Соллертинский о балете // Музыка и хореография современного балета. Сб. статей. Вып. 2. Л.: Музыка, 1977. С. 234-239.

3. Друскин М. С. И. И. Соллертинский о балете // Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1973. С. 7-13.

4. Бронфин Е. Ф. Соллертинский - музыкальный ученый // Памяти И. И. Соллертинского. Воспоминания, материалы, исследования. Сост. Л. Михеева. Л.: Сов. композитор, 1978. С. 66-88.

5. Первый толковый Большой энциклопедический словарь. СПб.: Норинт, М.: ИД Рипол Классик, 2006. 2144 с.

6. Лоусон Т., Гэррод Д. Социология. А-Я. Словарь-справочник. М.: Фаир-Пресс, 2000. 608 с.

7. Новоженова А. Л. От социологического детерминизма к классовому идеалу. Советская социология искусства 1920-х годов // Социология власти, № 4. 2014. С. 117-136.

8. Кожемякин Е. А. Идеология в поле искусства: возможности критического дискурс-анализа // Научные ведомости БелГУ, № 9 (40). 2007. С. 39-47.

9. Гирц К. Интерпретация культур. М.: РОССПЭН, 2004. 560 с.

10. Соллертинкий И. И. Классический танец и его теория // Ваганова А. Я. Основы классического танца. Л.: ОГИЗ ГИХЛ, 1934. С. 5-14.

11. Соллертинский И. И. Какой же балет нам в сущности нужен? // Жизнь искусства, № 40. 1929 (06.10). С. 5.

12. Соллертинский И. И. Музыкальный театр на пороге Октября и проблема опернобалетного наследия в эпоху военного коммунизма // История советского театра. Т. 1. Петроградские театры на пороге Октября и в эпоху военного коммунизма. 1917-1921. Л.: ОГИЗ ГИХЛ., 1933. С. 291-356.

13. Соллертинский И. И. Влево от шпагата // Рабочий и театр, № 8. 1930. С. 8.

14. Соллертинский И. И. Жизнь и творчество Новерра // Классики хореографии. Л., М.: Искусство, 1937. С. 17-35.

15. Соллертинский И. И. Эсмеральда. Балет в 3-х д-х и 5 картинах. Музыка Ц. Пуни. Л.: ОГИЗ ГИХЛ, 1931. 16 с.

16. Плаггенборг Ш. Революция и культура. Культурные ориентиры в период между октябрьской революцией и эпохой сталинизма. СПб.: Журнал «Нева», 2000. 416 с.

17. Синявина Н. В. Особенности взглядов советской элиты 1920-1930-х годов на культурную политику России // Вестник МГУКИ, № 1. 2016. С. 136-142.

18. Гудкова В. В. Рождение советских сюжетов: Типология отечественной драмы 1920- х - начала 1930- х годов. М.: НЛО, 2008. 453 с.

19. Резолюция по докладу В. Г. Кнорина «Очередные задачи театральной политики» // Пути развития театра (Стенографический отчет и решения парт совещания по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) в мае 1927 г. М., Л.: Кинопечать, 1927. С. 477-494.

20. Луначарский А. В. Итоги театрального строительства и задачи партии в области театральной политики // Пути развития театра (Стенографический отчет и решения парт совещания по вопросам театра при Агитпропе ЦК ВКП(б) в мае 1927 г. М., Л.: Кинопечать, 1927. С. 17-41.

21. Соллертинский И. И. Проблемы музыкального театра // Жизнь искусства, № 28. 1929 (14.07). С. 3.

22. Соллертинский И. И. За новый хореографический театр // Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1973. С. 42-47.

23. Соллертинский И. И. Проблемы балетного сценария // Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1973. С. 47-52.

24. Колесникова Л. Н. И. И. Соллертинский и музыкальный театр конца 1920-х - 1930-х г. г. (Очерки по истории отечественного музыкального театра): монография. Омск: Изд-во оГу, 2014. 96 с.

25. Соллертинский И. И. Ближайшие пути ГАТОБа // Жизнь искусства, № 31. 1928 (29.07). С. 10-11.

26. Соллертинский И. И. К спорам о балете // Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1973. С. 42-65.

27. Сироткина И. Е. Свободное движение и пластический танец в России. М.: НЛО, 2014. 325 с.

28. Соллертинский И. И. О танце // Соллертинский И. И. Статьи о балете. Л.: Музыка, 1973. С. 52-57.

29. Михеева Л. В. И. И. Соллертинский: Жизнь и наследие. Л.: Сов. композитор, 1988. 256 с.

30. Соллертинский И. И. В спорах о танцовальном театре // Жизнь искусства, № 27. 1928 (01.07). С. 5.

31. Всеволодский В. Н., Гвоздев А. А., Соллертинский И. И. Реорганизация хореографического образования // Жизнь искусства, № 38. 1928 (16.09). С. 12-13.


Для цитирования:


Букина Т.В. «Революция на пуантах» по И. И. Соллертинскому: «Вульгарная» социология классического балета. Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2017;(5):65-76.

For citation:


Bukina T.V. ‘Revolution on pointes’ according to I. I. Sollertinsky: ‘vulgar’ sociology of the classical ballet. Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2017;(5):65-76. (In Russ.)

Просмотров: 172


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)