Preview

Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой

Расширенный поиск

Специфика трактовки тембра классической гитары в творчестве C. Губайдулиной. «Токката» и «Серенада»

Аннотация

В статье рассматривается ранее неисследованное единственное произведение Софии Губайдулиной для гитары соло - «Токката» и «Серенада» (1969). Цикл изучен с точки зрения трактовки инструмента. Исследование показывает, что композитор по-разному раскрывает возможности гитары в паре пьес. В «Токкате» гитара звучит масштабно и мощно, подобно оркестру. В «Серенаде» же инструмент предстает лирическим и интимным. В результате исследования выясняется, что тембр и строй гитары явились звеньями, определившими жанровую концепцию цикла, его тематизм, приемы развития, драматургию и образность, а также, безусловно, весь ряд выразительных средств и приемов исполнения. Губайдулина использует в пьесах приемы, характерные для гитары. Вместе с тем музыка данного опуса вбирает характерные черты стиля композитора. Определено, что «Токката» и «Серенада» С. Губайдулиной являются неотъемлемой составляющей наследия композитора, запечатлевшими особенности ее стиля и художественного мышления.

Об авторах

Юлия Анатольевна Финкельштейн
Государственная классическая академия им. Маймонида
Россия


Наталия Витальевна Маковская
Высшая национальная консерватория музыки и танца в Париже
Россия


Список литературы

1. Александров В. Репортаж об открытии московского фестиваля «Софии с любовью». 2011. URL: http://www.muzcentrum.ru/news/2011/11/item5622.html (дата обращения: 04.03.2015)

2. Маковская Н. В. Сочинения Софии Губайдулиной для гитары соло: образный строй, средства воплощения и особенности исполнения // Классическая гитара: современное исполнительство и преподавание: материалы Восьмой международной научно-практической конференции: 13-14 апреля 2013 г. / Под ред. В. Р. Ганеева. Тамбов: Изд-во Першина Р. В., 2013. С. 58-65.

3. Холопова В. Н. София Асгатовна Губайдулина. URL: http://www.belcanto.ru/ gubaidulina.html (дата обращения: 04.03.2015)

4. Холопова В. Н. София Губайдулина 1990-х: сплетение духовных нитей // Музыка России: от средних веков до современности. Сборник статей. Вып. 1. М., 2004. С. 300-324.

5. Холопова В. Н. София Губайдулина. М.: Композитор, 2011. 408 с.

6. Холопова В. Н. София Губайдулина. Путеводитель по произведениям. М.: Издательство «Квадривий», 1992. 32 с.

7. Чередниченко Т. Музыкальный запас. 70-е. Проблемы. Портрет. Случаи. М.: Новое литературное обозрение, 2002. 592 с.

8. Чурикова О. Системная организация музыкального языка С. Губайдулиной // Семантика музыкального языка. Материалы научной конференции 15-16 марта 2004 года / РАМ им. Гнесиных. Москва, 2005. С. 95-99.

9. Шнайдер Дж. Гитара ХХ века: Второй золотой век / Перевод Ольги Владимировой. URL: http://guitar.ru/articles/instruments/instruments_454.html (дата обращения: 04.03.2015)


Рецензия

Для цитирования:


Финкельштейн Ю.А., Маковская Н.В. Специфика трактовки тембра классической гитары в творчестве C. Губайдулиной. «Токката» и «Серенада». Вестник Академии Русского балета им. А.Я. Вагановой. 2015;(1):183-194.

For citation:


Finkelshtein Yu.A., Makovskaja N.V. The specific of the interpretation of the timbre of the classical guitar in the works of S. Gubaidulina «Toccata» and «Serenade». Bulletin of Vaganova Ballet Academy. 2015;(1):183-194. (In Russ.)

Просмотров: 1123


Creative Commons License
Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.


ISSN 1681-8962 (Print)